Торговый центр «Галерея ZAR»
Проектная организация: Моспроект-4
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение








Адрес: Рублевское шоссе, 42, к. 1
Проектировщик: ГУП МНИИП «Моспроект-4», мастерская №5
Архитекторы: Вадим Ленок, Владимир Фурсов; при участии Т.Минеевой, Л.Кистерёвой, А.Пестова, А.Субботина, А.Харламовой
Инженеры: В.Анисимов, Г.Елецкий, Н.Дроздов, М.Байков
Заказчик: ООО «ЗАР»
Генподрядчик: "ЗАР"
Субподрядчик: "Биконтракт" (Италия)
Проектирование: 1999 - 2001
Строительство: 2002

наше мнение

Круглые сооружения ассоциируются если не со свободой, то с неким послаблением внутри порядка. Крытые рынки – робкий проблеск товарных отношений. Стадионы – хоть и в рамках правил, но все-таки игра. Наконец, цирк – аттракцион шутливого вольнодумия. Все это ассоциации, конечно, советские, но очевидно, что восходят они к архитектуре, оформлявшей демократические функции - греческому амфитеатру.

В постсоветской архитектуре этот символизм измельчал, круг стал принадлежностью самых разных функций (жилье, магазины, автоцентры), единственной же ниточкой, которой можно как-то увязать эти расплодившиеся окружности, оказывается личность Андрея Бокова. Личность по своему масштабу вполне античная, и к демократичности (по роду основной массы заказов) тоже склонная. Кажется, что его любимый инструмент – циркуль. Так и представляешь, как он, прищурившись, выбирает точку, вонзает туда иголку, пару секунд прикидывает радиус и отточенным движением проводит круг. И отдает подчиненным.

В руководимом им институте спроектировано, наверное, три четверти всех новых московских «округлостей»: офисное здание на Саввинской набережной, стадион «Локомотив», конькобежный центр в Крылатском, наркологическая клиника, 31-я больница, магазин «Калужский», дом ветеранов на Олимпийском, жилой комплекс в «Гранд-Парке»... Опуская все возможные банальности об универсальности, космогоничности и бесконечности этой формы, согласимся с тем, что в ситуации типовой, да еще параллелепипедной, как правило, застройки, это ход беспроигрышный. А учитывая, что таковой застройки в Москве 70 процентов, ясно, что круглые сооружения еще успеют нам надоесть.

Здание галереи ZAR как раз прекрасно контрастирует с 16-этажными панельками Крылатского. Это, конечно, несложно: хотя район и считается престижным (экологически несмертельный запад, Рублевка, Ельцин), архитектура тут никакая. А, может быть, как раз на контрасте с обилием зелени кажется особенно унылой. Учитывая же то, что от Рублевки дома отстоят довольно далеко, а трасса престижная, очевидно, что скоро все это пространство заполнится чем-то интересным. Но галерея ZAR была первой – и задала правильный курс. И дело, конечно, не в том, что это «шарнир», стоящий на актуальной транспортной развязке (как уверяют авторы), а в том, что это контраст – и по форме, и по материалам, да и по содержанию (основная масса магазинов здесь – украшения).

Любопытен, однако, некий оптический обман. Мы уже не раз произнесли слово «круг», здание действительно воспринимается как цилиндрическое. Но на самом деле это всего лишь половина круга, в которую сзади врезана обычная коробка. Врезана не слишком аккуратно: дойдя до коробки, стальные дуги обрываются и повисают в недоумении. Стык по-прежнему остается большой проблемой русской архитектуры – причем, если с композиционной точки зрения он сомнений не вызывает, то качество исполнения всегда удручает. Впрочем, есть тут и такой непонятный элемент как мостик, он же навес над главным входом – его присутствие кажется неоправданным уже и композиционно. Однако, активная прокламация темы круга затмевает эти недостатки – и это аргумент в пользу простых, но сильных ходов.

Кроме всего прочего, это здание было одним из первых образчиков московского хай-тека. А, может быть, даже и первым. При том, что никаких особых технологических инноваций тут не было, образ хай-тека впервые прозвучал столь внятно. Здесь не просто много стекла и металла, здесь есть адекватность формы и материала. Это все, конечно, было и в цирке на проспекте Вернадского, и в Бауманском рынке, но там это было слишком робко и утилитарно. А здесь впервые появилась некая демонстративность, любование новыми возможностями. И опоясывающие цилиндр стальные дуги, и ажурный козырек, и усеченный конус фонаря – все это уже не чистой воды прагматика. Но и «декорацией» назвать тоже язык не поворачивается. В конце концов, главная задача, которую решает любой торговый центр – это аттрактивность. И с нею ZAR справляется отлично.

А загадочная аббревиатура только подливает масла в огонь. Допускаю, что некий процент посетителей заходит сюда ровно затем, чтобы узнать, что же такое ZAR. Но ответа не получает. Я – знаю, но не скажу.

Николай Малинин

мнение архитектора

Участок находится на пересечении Рублевского шоссе и улицы Крылатские Холмы и примыкает с северной, западной и восточной стороны к существующей жилой застройке. Рельеф участка спокойный, с небольшим падением к востоку. Трехэтажное здание с подземным этажом ориентировано на Рублевское шоссе. С четырех сторон здания предусматривается открытая автостоянка на 79 машин.
Своей структурой, образом, решением общего объема и пропорций здание отвечает градостроительной ситуации (пересечению улиц) и вносит усложняющий акцент в общую композицию застройки, задавая ей человеческий масштаб. Учитывая угловое расположение здания, цилиндрический объем решен крупно и ориентирован диагонально, закрепляя за собой роль поворотного шарнира двух магистралей. Сочетание трапециевидного стеклянного объема и цилиндра с мощной горизонтальной нарезкой плоскости, увенчанного ажурной металлической солнцезащитной конструкцией, подчеркивается цветовым решением. Здание состоит из трех функциональных частей: подземный гараж со стоянкой на 10 машиномест, торговая часть и административная (офисная) часть.
Планировка торговых залов - свободная. Центральной осью композиции здания центра является круглый атриум, внутри которого установлены эскалаторы и панорамный лифт. Для инвалидов предусмотрены пандусы при входе в здание, лифт, санузлы со специальным оборудованием. Несущие конструкции - монолитный связевой каркас. Фасады комплекса - вентилируемые, наружная отделка из агломерированного кварцита светло-серого цвета, эркерной части - темно-синего, горизонтальные тяги цилиндра - темно-синие, цоколь - из гранита серого цвета.

«Проект Россия» № 23 (апрель 2002)

мнение критики

Барт Голдхорн:

…Я не могу судить, насколько предлагаемые мной категории корректны или универсальны, просто в данном случае они оказались наиболее адекватны. Они касаются: метода проектирования, который может быть назван «школой»; традиций, системы ценностей, с которой соприкасаются рассматриваемые здания; их адекватности - в какой мере они отвечают проблемам, которые ставятся перед архитектурными объектами такого типа; их характера - то, о чем «говорит» готовый объект, какое послание в нем читается.
Все здания спроектированы сходным методом. Архитектурное впечатление от них создается за счет игры объемов. Особенно похожи в этом смысле дома, спроектированные в боковском институте и мастерской Быкова: оба построены на сочетании стеклянной вставки и более или менее плотной строгой платоновской формы - куба и цилиндра соответственно.
Происхождение этой пространственной игры очевидно: это ОПК, объемно-пространственная композиция, которую десятилетиями преподают в МАРХИ и других архитектурных школах России. Согласно этой методике, архитектура прежде всего представляет собой проблему формальной композиции, а не функции или разработки пространства. Истоки этого метода лежат еще в опыте ВХУТЕМАСа 1920-х годов.
Еще одна причина его успеха и популярности - в советской строительной практике, не дававшей архитектору особенной возможности работать с программой, деталями и интерьером зданий. Использование крупной формы было единственным средством достижения архитектурной выразительности. ОПК и сегодня не утратила своей актуальности: нельзя сказать, что современный клиент дает архитектору больше свободы в разработке программы или деталировке интерьера, чем советский заказчик.
Второй вопрос касается вклада новых зданий в развитие магазина как архитектурной типологии. Если архитектура - информационное поле, где информация представлена в виде прецедентов, значит, архитекторы могут набираться опыта, изучая работу своих предшественников. Каждое новое здание - решение определенной задачи, и чем талантливее архитектор, тем более интересным прототипом на будущее будет его здание.
Хотя все здания построены в расчете на сдачу площадей в аренду разным магазинам и торговым сетям, они отличаются от традиционного пассажа. Торговый центр «ЗАР» на Рублевке организационно больше всего похож на shopping mall: два этажа связаны эскалатором, освещение осуществляется только через фонарь над центральным атриумом.
[…] Тот факт, что эти здания не вписываются в стандартные категории, существующие для торговых сооружений, мне кажется преимуществом. Безусловно, свою роль сыграла практика размещения магазинов в буквально любых освободившихся пространствах, вроде пустующих заводов. Время покажет, результат ли это неосведомленности в сфере «законов» современного шоппинга или начало новой русской типологии торговых пространств.
Сосредоточиваясь на архитектурных качествах зданий, можно отметить их характер - что они пытаются до нас донести. «ЗАР» - этот НЛО на удивление удачно приземлился посреди высотной застройки. Все выглядит просто и убедительно. Единственное, что нарушает картину при более детальном изучении - деталировка некоторых дополнительных элементов, таких, как навес над центральным входом или сочленение циркульных обводов с боковым фасадом. Орнаментальное решение этих деталей придает зданию некоторую манерность, противоречащую убедительной простоте его базовой схемы.

Барт Голдхорн. АНАЛИЗИРУЙ ЭТО. «Проект Россия» № 23 (апрель 2002)

Татьяна Пашинцева:

«Галерея ZAR» построена в Западном районе Москвы на пересечении Рублевского шоссе с улицей Крылатские холмы. Проектирование велось в условиях сложившейся  городской застройки - небольшой открытый участок строительства (0,24 га) с севера, запада и востока окружён типовой жилой застройкой. Градостроительная ситуация -  перекресток с интенсивным движением - требовала яркого, запоминающегося образа нового здания. Фоновая застройка не ограничивала авторов в выборе стилистического  решения.
Архитектурный образ здания сформировался уже в первых эскизах. Объём здания представляет собой цилиндр, наполовину врезанный в параллелепипед. В плане параллелепипеда лежит квадрат, а врезка сделана по его скошенному углу. Этим срезом здание развёрнуто к перекрёстку, и цилиндр как шарнир связывает улицы. Цилиндр частично нависает над входной зоной. Цилиндрическая часть здания увенчана небольшим куполом в форме усечённого конуса, который является завершением круглого атриума.
Фасады «Галереи ZAR» выходящие на две магистрали равнозначны, но главный вход ориентирован на Рублёвское шоссе. Благодаря применению крупных, хорошо читаемых форм здание видно уже издалека. Но его объём не выглядит брутальным, поскольку фасады тонко проработаны при помощи горизонтальных рассечек цилиндра, решётчатой конструкции солнцезащитного козырька с большим выносом и поддерживающих его стоек, которые образуют структуру из треугольников. Отражения реек складываются в узор – так эти конструктивные, механистичные элементы создают на фасадах дополнительный декоративный орнаментальный эффект, задают ритм, нарушают статичность объёмов – придают им динамику. Создание большого солнцезащитного козырька обусловлено необходимостью, поскольку фасад выходит на запад, и козырёк прекрасно защищает внутренние помещения от яркого солнца.
Ночное освещение усиливает контраст глухих и прозрачных участков фасадов.  А полосы люминесцентного освещения, расположенные в горизонтальных тягах,  подчёркивают графичность структуры из металлических опорных конструкций, козырька и ограждений.
Участок фасада, ориентированный на Рублёвское шоссе,  выполнен в сплошном остеклении, как витраж, разделённый металлическими раскладками на «лежащие» прямоугольники. Такое мелкое членение значительной по площади поверхности фасада придаёт зданию человеческий масштаб и хорошо корреспондируется с разбивкой фасадов близстоящих панельных домов. Выразительность архитектурного образа «Галереи ZAR» достигается не с помощью приёмов декорирования, а органично вытекает из конструктивных решений.
Глухие участки цилиндрического объёма выполнены из тёмно-синего («фирменный» цвет компании-заказчика) агломерированного мрамора, а горизонтальные рассечки из полосы алюкобонда, закрепленной на относе на ажурной металлической конструкции, которая составлена из треугольников. Фасады параллелепипеда облицованы серым агломерированным кварцитом.
Планировочная композиция трёх надземных этажей развивается вокруг трёхсветного атриума. В нём установлены панорамный лифт и эскалаторы. Внутреннее пространство Галереи состоит из трёх функциональных зон: торговой, которая занимает все три этажа здания (3800 м²), подземного гаража со стоянкой на 30 машин и техническими помещениями, и офисной. Офисная часть - одноэтажный «пентхаус» - находится на плоской эксплуатируемой крыше Галереи. Кровля используется для проведения корпоративных мероприятий и как рекреационная зона. 
Торговые залы выполнены свободными и открытыми, что позволяет приспособить их под любые требования арендаторов. Сегодня на трёх этажах здания расположилось более 40 магазинов, японский ресторан, игровое заведение. А на первом этаже располагается автомобильный салон. Со стороны двора, по внутриквартальному проезду происходит и служебный подъезд к зданию.
Территория вокруг торгово-офисного центра благоустроена - имеется гостевая автостоянка на 79 машиномест, разбиты газоны, проведены работы по озеленению.
Несущие конструкции здания – это монолитный связевой каркас, устойчивость которого обеспечивается совместной работой дисков перекрытия и стен жесткости.
Фундамент -  монолитная плита толщиной 500 мм с банкетками высотой 200 мм и размером в плане 1,1 х 1,1м. В связи с неблагоприятной гидрогеологической ситуацией подвал имеет двойную гидроизоляцию – кроме традиционных оклеечной и обмазочной гидроизоляции по периметру сделана стенка из бетонных блоков.
Колонны сечением 500 х 500мм выполнены из монолитного железобетона, стены жесткости и отдельные участки наружных стен - монолитный железобетон толщиной 200 мм. Перекрытия, безбалочные толщиной 220 мм с капителями 1,1 х 1,1м и толщиной 300 мм сделаны из монолитного ж/б. В местах больших проемов (у эскалаторов и лестниц), а также на 3 этаже перекрытие усилено монолитными ж/б балками. На некоторых участках толщина перекрытия увеличена до 400 мм, для возможности объединения его с пилонами и создания единой жесткости конструкции, поддерживающей лестничные площадки главной лестницы. Лестницы и шахты лифтов – монолитный ж/б.
Конструкции вентилируемых фасадов выполнены фирмой «Биконтракт» (Италия). Наружная отделка сделана из агломерированного кварцита и мрамора, а так же алюминиевых панелей алюкобонд. Кстати, это первое здание в Москве, при возведении которого использовалась технология вентилируемых фасадов, а при облицовке применялся агломерированный кварцит и мрамор. Эти материалы обладают преимуществами перед натуральным камнем. Их отличает очень низкая истираемость поверхности и однородная фактура.
Агломерат мрамора и кварцита производится из натурального камня (96 %), полиэфирной смолы (4 %) и карбоната кальция для скрепления составляющих. Если требуется определённый цвет камня, например, синий, то состав смеси добавляется пигмент. Агломерат прочнее натурального камня, так как смола придает ему эластичность. Высокая плотность позволяет производить его достаточно тонкими плитами (от 9 мм).
Другой компонент вентилируемого фасада – ALUCOBOND. Это композитный материал, состоящий из двух тонких, но прочных  алюминиевых наружных листов и внутреннего полимерного слоя. Алюкобонд легкий, прочный и долговечный материал.
В качестве утеплителя использовались минераловатные плиты ВЕНТИ БАТТС (ROCKWOOL). Это – жёсткие гидрофобизированные теплоизоляционные плиты.
Оконные блоки и витражи сделаны из анодированного алюминия. Остекление – однокамерный стеклопакет с 25% тонировкой стекла (silver chiaro). Это позволило не только избавиться от яркого солнечного света в интерьере, но «заглушить» участки примыкания перекрытия к остеклению. В результате их видно только вечером, а днём кажется, что вся стена прозрачная.
Конструкции стеклянного купола-фонаря завершающего атриум – стальные, в остеклении предусматриваются фрамуги для проветривания и дымоудаления. Этот  купол служит своеобразной подсветкой эксплуатируемой кровли.
Кровля эксплуатируемая. Её гидроизоляция выполнялась из наплавляемых битумных материалов, а финишная отделка представляет собой покрытие тротуарной плиткой.
Металлические конструкции солнцезащитных решеток и козырьков – стальные, с порошковой окраской. Снизу козырёк над входом подшит алюминиевой рейкой. А горизонтальные рассечки цилиндра зашиты прозрачным поликарбонатом – за ним располагается подсветка этих элементов.
Цоколь облицован гранитом серого цвета. (термообработка), Вход в здание и пандус – гранитом с кованная обработкой поверхности. Ступени сделаны из массива гранита, а отделка дебаркадера – шлифованный бетон.
В здании установлены гипсокартонные перегородки, а в помещениях с мокрыми процессами -  кирпичные. Подвесные потолки выполнены из структурированного металла. В некоторых торговых залах сделаны подвесные потолки из декоративных плит ГИНТР компании ООО «ГИНТР». Это панели из облегченного гипса, армированного  сеткой из стекловолокна, которая обеспечивает прочность и безопасность при эксплуатации. Эти потолки обладают высокой водостойкостью,  отличаются хорошими звукопоглощающими качествами, негорючи. Плиты изготавливаются из медицинского гипса, что обеспечивает экологическую чистоту конечного продукта.
Лестничные ограждения и другие металлоконструкции в интерьерах Галереи ZAR изготовлены компанией «Вланд» из нержавеющей стали с высококачественной  обработкой поверхности. Полы торговой зоны облицованы керамогранитом, агломерированным кварцитом и мрамором разных цветов. В офисах уложен наборный паркет.
В здании «Галереи ZAR» функционирует центральное кондиционирование. Для удобства вертикальных коммуникаций установлено 2 лифта компании и 4 эскалатора, которые относятся к новому поколению эскалаторов SIGMA серии SCE (Sigma Commercial Elevators). Они отличаются непрерывной доступностью для пассажиров, а значит и отсутствием затрат времени на ожидание. Группа MODUL выполнила проектирование, поставку и монтаж осветительного оборудования Галереи «ZAR». Для удобства посещения «Галереи ZAR» людьми с ограниченными возможностями предусмотрены пандусы, специальные лифт и санузлы.
Тонированное стекло, светозащитные козырьки и решетки не позволяют перегреваться воздуху в помещениях, что существенно сокращает затраты на кондиционирование.
Использование эффективного утеплителя ROCKWOOL и технологии вентилируемых фасадов значительно снижают теплопотери здания.

Татьяна Пашинцева. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР «ГАЛЕРЕЯ ZAR». «Качественная архитектура 2006» (Специальный выпуск журнала «Технологии строительства»)

ваше мнение

ГостьСергей Нарольский | 5863 дн. 3 ч. назад
Приятная, "легкая" архитектура. Мне нравится.
Уборевич | 5866 дн. 20 ч. назад
отлично!
Перейти к обсуждению на форуме >>