Офисное здание на 2-ой Тверской-Ямской
Проектная организация: Группа АБВ
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение

Офисное здание на 2-ой Тверской-Ямской

Офисное здание на 2-ой Тверской-Ямской
Офисное здание на 2-ой Тверской-Ямской. План
Офисное здание на 2-ой Тверской-Ямской

улица 2-ая Тверская-Ямская, 8/9, стр.1
архитекторы: Никита Бирюков, Алексей Воронцов, Наталья Бункина, Ольга Алешина, при участии Александра Левинсона
инженер: Владимир Маргулец
заказчик: ООО «Алдеби»
площадь: 3.290 кв.м
проектирование и строительство: 1997 - 1998

наше мнение

Когда осенью 1992-го года Александр Каверзнев и Сергей Иванов создавали газету «Экстра М», им приходилось вырезать объявления из других газет и наклеивать их для наглядности на ватман: чтобы рекламодатели лучше поняли замысел первого в стране бесплатного рекламного еженедельника.

В декабре на 8 полосах вышел первый номер, с четвертого газета стала приносить прибыль, через два года тираж перевалил за миллион, а в 1996 приблизился к трем. Тогда-то редакция - первой в Москве - и решила построить себе собственный дом. Убеждать никого ни в чем уже не было нужды («Экстра М» вошла в десятку самых динамично развивающихся компаний России), но та простодушная идея размещения информации в пространстве нашла любопытное отражение в архитектуре здания.

Находясь в плотной череде застройки, дом не выделяется каким-либо оригинальным пространственным решением, но на него трудно не обратить внимания. Как трудно не обратить внимания на газету, которая каждую неделю сама собой оказывается в твоем почтовом ящике. По габаритам здание практически не отличается от соседей - также одинаковы и газеты, лежащие на витрине киоска. Однако, «Экстра М», хоть и похожа на газету, в киосках не продается - так и этот дом, при совпадении внешних параметров, среди соседей явный оригинал.

У него, как и у них, различима классическая трехчастность - так у всякой газеты есть «подвал», «шапка» и середина. Однако, журналистских текстов в «Экстра М» минимум (а поначалу их не было вовсе) - так и у этого дома «шапка» видна только издали. Главную же роль в этой газете играет рекламный модуль. Многократно повторенный и кажущийся в массе своей хаосом, на самом деле он загнан в жесткие рамки макета - так и фасад этого дома есть в первую очередь упорядочивающая сетка. Понятно, что всякий дом - это каркас, но это было одно из первых в Москве зданий, где каркас выявлен столь внятно. Бетонные полосы расчертили плоскость на 9 квадратов, заполненных элегантной плиткой. Чего не сказать о заполнении газеты.

Появление «Экстра М» знаменовало определенный рубеж в русской журналистике. Кончилась пора перестроечной романтики, занималась заря глянца и джинсы. Искренность, пафос, поиск правды, литературщина - все это вышло из моды. Вошли в моду: оперативность, доступность, ангажированность. Главной же ценностью прессы стала информация как таковая. «Экстра М» обозначила этот трэнд с предельной ясностью. Максимум информации - при минимуме слов («уст.изг.дер.двер.без вых!», Кручёных отдыхает). Абсолютное равенство информации: ремонт, похудение, антиквариат, услуги детектива или ясновидящей - на все про все одна строка. Наконец, единство критерия: любая пурга имеет место («верну мужа в три дня!»), если она оплачена. Эту беспристрастность новой журналистики фасад и манифестирует. Вот вам сетка (макет) и размещай что хочешь.

Все это было давно отработано на Западе (кстати, и идею газеты подал один добрый венгр, знавший как процветает аналогичная «Экстра» в Будапеште), но в России это был первый опыт. Также и дом: выявленный каркас - отнюдь не наше ноу-хау, но в Москве так тогда не делали. Собственно, в этом и заключен главный эффект этого дома: оказаться в нужное время в нужном месте. Потому что и работает идея сетки так эффектно именно на контрасте с соседними домами - абсолютно традиционными. Интересно при этом то, что квадрат воспринимается как модуль фасада - однако же, его девять окон столь же прямоугольны, как и окна соседей. Можно сказать, что и «Экстра М» это, конечно, никакая не журналистика, а рекламно-справочное издание, но из ее скупых строк об истории страны и нравов можно узнать не меньше, чем из иных полновесных газет. Кроме того, есть много людей, для которых «Экстра М» - вообще единственное печатное издание.

А для кого-то, конечно, макулатура. Которую, вынув из ящика, тут же выбрасывают в помойку. Увы, все прочитанное тоже можно выбросить из головы: не прожив в этом здании и пяти лет, редакция сдала его в аренду «Промсвязьбанку».

мнение архитектора

Новый объем встроен в уличный фронт застройки конца XIX - начала ХХ веков, развиваясь вглубь двора. Ритмический и пропорциональный строй главного фасада подчинен масштабу существующих зданий. Используемые в отделке современные материалы в сочетании с металлическими деталями работают на образ современного делового здания.

мнение критики

Екатерина Ипатова. РЕСПЕКТАБЕЛЬНОСТЬ БЕЗ АПЛОМБА. Офисное здание на 2-й Тверской-Ямской улице в Москве. «Архитектурный вестник», 2000, № 4 (55)
http://archvestnik.ru/0008_rus.htm#03

ваше мнение

Илгар Заманов | 5390 дн. 22 ч. назад
Спасибо.
Николай Малинин | 5982 дн. 17 ч. назад
все есть на сайте! см. раздел "студии"
Илгар Заманов | 5986 дн. 5 ч. назад
Прошу сообщить контактные телефоны ООО" Алдеби" или " Группа АБВ"
Перейти к обсуждению на форуме >>