Стоматологическая поликлинника на Остоженке
Проектная организация: Мастерская Хазанова
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение
Стоматологическая поликлинника на Остоженке. Фото: Николай Малинин


Стоматологическая поликлинника на Остоженке

Стоматологическая поликлинника на Остоженке. Фото: Николай Малинин









Стоматологическая поликлинника на Остоженке. Фото: Николай Малинин
Стоматологическая поликлинника на Остоженке. Фото: Николай Малинин

Адрес: Остоженка, 6, стр. 2
Проектировщик: «Курортпроект», Мастерская Хазанова
Архитекторы: Антон Нагавицын, Сергей Плужник, Людмила Топчеева, Михаил Хазанов
2000

наше мнение

Иосиф Бродский, «прячущий во рту развалины почище Парфенона», был, кажется, единственным, кто сопоставил архитектуру и стоматологию. Никакой иной образности у жанра стоматологической поликлинники вроде как нет. Но поскольку понятно, что откровенная руина вызывала бы у пациента дантиста слишком грустные мысли, то здесь зодчие сыграли в деконструктивизм. Этот стиль обнажает каркас, демонстрирует как сделано здание, но делает это не как конструктивизм - честно и ясно - а иронически. То есть, это руина наоборот, позитивная руина.

В деконструктивизме работали такие классики, как Питер Эйзенман и Роберт Мейер - и отслоившаяся «как бы» стена здания с прорубленными в ней квадратами «как бы» окон явственно о них напоминает. Другая стена - с «падающим» козырьком - вызывает ассоциации уже с отечественным мастером деконструктивизма - Александром Асадовым и его знаменитым зданием на Нижней Красносельской.

Но все эти аллюзии не так уж важны по сравнению с тем фактом, что зодчим удалось построить в исторической среде бескомпромиссно современное здание. Несмотря на то, что участок практически не просматривается ни с Остоженки, ни с Пречистенки, их довольно долго давили, заставляя приглушить «современное звучание», но в результате дом остался практически один в один с проектом.

Отдельная сложность заключалась в том, что новым объемом надо было фактически обстроить существующее здание трансформаторной подстанции. Которая при этом должна была не прерывать своей работы. В результате в цокольном этаже здания, на самом углу, остался глухой полукруглый объем - фрагмент подстанции. Два этажа занимает собственно стоматологическая клиника, еще один - офисы. За скругленным и остекленным углом находятся холлы.

Конечно, новизна здания - в свете вышеизложенного - не так уж радикальна, да и припрятано оно во дворе Белых палат основательно. Впрочем, хороший дантист тем и гордится, что его имплант незаметен.

Николай Малинин. АрхХитПарад. «Независимая Газета», 2 февраля 2001

мнение архитектора

Михаил Хазанов:

Треугольный скверик у слияния Пречистенки и Остоженки образовался в результате сноса ветхих строений, формировавших угол старинного квартала, направленного острием к храму Христа Спасителя. В ходе радикальной реконструкции были обнаружены, очищены от позднейших наслоений и реставрированы "на XVII век" два здания, известные сегодня как Красные и Белые палаты. Между этими парадными кулисами высится главная достопримечательность квартала -- многометровое гранитное изваяние, в котором угадываются черты Фридриха Энгельса. Однако монументальное произведение и подросшие деревья сквера не прикрыли полностью развороченные "внутренности" квартала. Случайные, спонтанно возведенные сараи, брандмауэры доходных домов, не по-московски малопривлекательные задворки, расположенные на трехметровом возвышении, продолжали "вываливаться" на площадь перед храмом.

Стало ясно, что аморфную, композиционно не выверенную пространственную ситуацию требуется переосмыслить и откорректировать путем создания своего рода объединяющей ширмы-задника во втором эшелоне сохранившейся застройки квартала. Находившуюся в этом месте трансформаторную подстанцию было решено надстроить четырьмя этажами, что выровняло бы новое сооружение с окружающей застройкой и объединило его со старым корпусом стоматологической поликлиники.

Здание изначально и преднамеренно проектировалось как "фоновый" объект; но в какой-то степени претендующий на восполнение утраченной исторической среды, не в плане сближения стилевых характеристик, а по сложности, информативности, пластичности и рукотворности. Поиск решения во многом был затруднен строгими ограничениями архитектурно-градостроительного задания, требованиями ГИОП, СЭС, МосЭНЕРГО, Госпожнадзора. В условиях крайне запутанной инженерной инфраструктуры было предписано безостановочное функционирование практически всех инженерных сетей и сооружений, расположенных на участке. С большим трудом удалось добиться выполнения технического задания заказчика, предполагающего высокую степень интеграции различных функциональных составляющих: лечебных кабинетов, конференц-зала, буфета, магазина, офисных помещений, а также технологических помещений, расположенных в старом здании поликлиники.

Что делают ньюсмейкеры. Проект Николая Малинина. «Проект Классика», № 1 (2001).
http://www.projectclassica.ru/newsmake/01_2001/1_2001_12.htm

мнение критики

ваше мнение