«Галерея Аэропорт»
Проектная организация: Сергей Киселев и Партнеры
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение
«Галерея Аэропорт». Фото: Юрий Пальмин, Владислав Ефимов



«Галерея Аэропорт»



«Галерея Аэропорт»
«Галерея Аэропорт»
«Галерея Аэропорт»

«Галерея Аэропорт». Генплан
«Галерея Аэропорт». План
«Галерея Аэропорт». Фото: Николай Малинин
«Галерея Аэропорт»

Адрес: Ленинградский проспект, 62-а
Проектировщик: «Сергей Киселев и Партнеры»
Архитекторы: Сергей Киселев, Даниил Лоренц, Наталия Сидорова, Константин Ходнев
Главный инженер: Игорь Шварцман
Конструктор: Игорь Каникаев
Заказчик: ООО «Монитор-Тайм»
Генподрядчик: «Стройсервис»
Фасадные конструкции: Reynaers (профиль), Architecks (композитные алюминиевые панели), AluM (поставка и монтаж)
Стеклянные внутренние перегородки: «Деловой портал»
Лифты и эскалаторы: Копе, «Кредо Фок» (поставка и монтаж)
Площадь: 12 000 кв.м
2001-2003

наше мнение

Очень нужный городской жест, исполненный точности, элегантности и структурности. Базар собран в объем, дырка стала архитектурой, козьи тропки – улицами, а главная из них, уводящая в глубь квартала – крытой торговой аллеей. Со сталинской застройкой проспекта, конечно, контраст, но не грубый, а интересный. Дом вроде как распластывается, но динамики не теряет: и это не только накрененные фасад и колонны. У динамики структуралистский привкус: одна треть здания отодвигается, из-под второй вынимается первый этаж, а с третьей снимается второй. Но все это «убывшее» прибывает в других местах – набухая консолями на стенах. В описании – простовато, а в натуре – хорошо. И по духу – привет не только советскому модернизму 60-х, но и Колхасу с Олсопом.

Николай Малинин. ШОПИНГ-АРХИТЕКТУРА. "Штаб-квартира", 2005, № 5 (33)
Полный текст:

http://www.archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=822&fl=1&sl=1


мнение архитектора

Константин Ходнев:

- Раньше на этом месте была стихия, полный хаос. Мы же всю торговлю собрали в одном объеме. Делать это по периметру – значило бы напрягать жильцов. Сейчас торжище локазизовано, удалено и остранено. А бульвар оставлен.

Наталия Сидорова:

- По соотношению пространств получилось, по-моему, очень комфортно. Очень городские, пусть и без привычного московского размаха, пространства. Еще и благоустройство сквера сделали.

Даниил Лоренц:

- Мысль о том, что надо было делать галереи вкруг площади понятна, но мы-то сделали эти галереи - просто другим способом. Мы навесились эркерами, боксами - и получили взаимопроникновение, реакцию с городом. Просто сделали это другим языком.

Из интервью Николаю Малинину, февраль 2003 г.

мнение критики

Елена Гонсалес:

Здание возникло в месте «спонтанной» торговли на площади возле метро «Аэропорт». Планировочные и объемные решения во многом продиктованы функцией замещения существующего пространства - случай в архитектурной практике особый. Особенность состоит в том, что градостроительные задачи здесь не менее важны, чем функциональные. Здание как бы меняет свой масштаб, работая в структуре сложившихся городских ориентиров.

Площадь Тельмана относится к «магистральным», образуя визуальный разрыв по фронту Ленинградского проспекта. Благодаря выраженной распластанности объема галерея «Аэропорт» сохраняет эту воздушную паузу. Тянутые горизонтали фасадных членений считываются как проекции площади. Существующий подземный переход, включенный в общую структуру комплекса, становится его продолжением. Площадь разводится на разные отметки, но воспринимается единой, благодаря однородному мощению уровней. Общественные пространства галереи имеют признаки и улицы (большое количество дневного света, фонари), и интерьера (климат, соразмерная «квартальная» структура магазинов).

Новое здание сохраняет и развивает вторую главную функцию площади - коммуникационную. Сквер, на месте которого выстроен объект, не был зоной рекреации - он имел транзитное назначение. Перед архитекторами стояла задача не только не перекрыть сложившиеся пешеходные потоки, но и сделать их более упорядоченными и осмысленными. Здание посажено на главные транзитные направления, пассажем соединяются выходы из метро с жилой застройкой, это же направление дублируют открытые пешеходные «бульвары». Одно из выступающих крыльев продолжает ось, заданную подземным переходом, накрывает его, создавая для пешеходов дополнительный комфорт. Крытое транзитное пространство в уровне площади - одна из новых возможностей, предоставляемых планировкой. К ним также относятся и примыкающий к пассажу атриум с вертикальными коммуникациями, и открытая терраса ресторана на втором этаже. Развитая композиция объекта компенсирует «бедную» пластику - единая фасадная система, варьирующая в одной плоскости материалы различной проницемости (металл, прозрачное стекло), позволила сделать не «дом с окнами», а геометрический объект, несущий в себе качества скульптуры.

Получился динамичный архитектон, не только структурировавший существующее городское пространство, но и изменивший его качественно.

Елена Гонсалес. Торговая галерея «Аэропорт» на Ленинградском проспекте. «Проект Россия», № 29 (октябрь 2003)

Никита Петухов:

[…] Проблему интеграции галереи в сложившуюся городскую среду архитекторы решили самым простым способом: новое здание сделано практически невидимым. В нем как в зеркале отражаются все окрестные дома, деревья - и оно становится миражом, эфемерным облаком, домом-невидимкой.

Этот эффект достигается сочетанием нескольких факторов. Во-первых, здание торгового центра - каркасное из монолитного железобетона, наружные же стены представляют собой витражную систему из стеклянных и композитных алюминиевых панелей. Стекло и окрашенный под «металлик» алюминий вбирают в себя цвета и контуры соседних домов и деревьев. Таким, казалось бы, нехитрым способом была решена одна из главных проблем - сохранение гармонии при использовании новых архитектурных форм. Если смотреть на «Аэропорт» с противоположной стороны Ленинградского проспекта, то галерея действительно выглядит как красивый и манящий, но все-таки призрачный мираж в пустыне, она не бьет в глаза резкими цветами, а принимает в себя привычную городскую палитру. Здание не мертво, оно живет вместе с городом: хмурится в дождь и озорно искрится золотым и изумрудным в солнечный летний день.

Во-вторых, основная, неэксплуатируемая часть кровли здания выполнена из светопропускающего материала, поэтому создается ощущение единого уличного пространства. В сочетании с тем, что основной продольный торговый пассаж первого этажа комплекса полностью совпадает с давно сложившимися у жителей «тропами» и соединяет выход из метро с соседними кварталами, ощущение цельности внешнего и внутреннего пространств усиливается.

В-третьих, так как высотность галереи не превышает 17 метров, то ее крыша выставлена на обозрение жителям соседних домов. Чтобы избавить людей от унылого стеклянно-металлического пейзажа, на эксплуатируемой части крыши галереи поставлены деревья в кадках, и, если заказчик пойдет на встречу архитекторам, будет уложен искусственный газон и устроена присыпка цвета травы. То есть сверху жители увидят немного видоизменившийся сквер. Чтобы избавить невольных соседей еще и от шума вентиляционных установок, над технической частью крыши установлены шумозащитные экраны.

В-четвертых, интерьер галереи подчеркнуто прост и невесом, в торговых пассажах через примерно равные промежутки расставлены фонари и скамейки, следующие заявленной эстетике. Напольное покрытие изготовлено из керамогранита, что дополнительно работает на эффект «уличности», благоустроенного городского пространства, а не интерьера торгового центра. Все это позволяет галерее органично вписаться в, казалось бы, совершенно иной по своим архитектурным задаткам район.
Надо отдать должное и заказчику - 000 «Монитор-Тайм». Выполнив обязательства по компенсационному озеленению и устроив по обе стороны от галереи небольшие бульвары, он не поскупился и воплотил в жизнь еще одну задумку архитекторов - восстановил и расширил сквер за торговым центром. И это не пропало втуне. Отношение местных жителей к дому-миражу и ктем, кто его инициировал, изменилось с настороженно-враждебного в начале строительства на добродушно-благодарное по его окончании.

И напоследок - маленькое лирическое отступление. В далеких 1930-х годах в Германии начался авиационный бум. В сельской местности один за другим вырастали небольшие частные аэродромы, эллинги для дирижаблей и авиашколы. Так вот, дабы сэкономить на строительных материалах и соорудить необходимые для работы здания максимально быстро, немцы использовали легкие металлические конструкции. Очень скоро к уже названным плюсам добавился еще один: такое здание, расположенное, скажем, на опушке леса, было практически не видно со стороны и пейзаж не терял своей привлекательности. Чуть позже подобными материалами стали обшивать обычные здания небольших аэропортов и аэродромов.

Однако на резонный вопрос, не из довоенной ли Германии пришла к ним удачная идея с витражной системой, архитекторы лишь удивленно пожали плечами. Кстати, название торгового центра - галерея «Аэропорт» - было предопределено самим местом строительства и к Германии никакого отношения не имеет. Но, все же, есть между аэропортом и «Аэропортом» много общего. Вот и говори потом, что нет никакой связи времен и удивительных совпадений. В данном случае - сколь удивительных, столь и удачных.

Никита Петухов. ДОМ-МИРАЖ. Торговая галерея «Аэропорт» на Ленинградском проспекте в Москве. «Архитектурный вестник», 2003, № 6 (75)
http://archvestnik.ru/0306/frame_0306_rus.htm


Жанна Гладкова:

[…] Архитектурное дело сегодня — сложный совокупный труд множества специалистов, где ключевое значение приобретает внедрение передовых методов организации проектирования. Эталонной для России считается архитектурная практика мастерской «Сергей Киселев и Партнеры», тонко разрешающая тему авторского участия в коллективной работе. Яркий пример тому — «Галерея Аэропорт», проходящая под брендом «СКиП»; тон здесь задает молодая проектная группа «ДНК-аг», чья аббревиатура сложена из заглавных букв имен трех сподвижников: Даниила Лоренца, Наталии Сидоровой, Константина Ходнева.
Образное решение комплекса основывается на единстве с заявленной «СКиП» философией «структурного рационализма», где художественная сторона предмета является не более чем оболочкой жесткой и экономичной структуры. Так и по концепции авторов проекта: «Новый объем строится на приеме артикуляции двух типов тканей: «неизменяемого» железобетонного каркаса, явленного в виде платформ или «уровней земли» и «изменяемого» — относительно легкого межэтажного заполнения…» Однако этот несколько уплощенно и плакатно поданный «образ пирога» несет в себе заряд огромной юношеской искренности и максимализма […]
«Галерея Аэропорт», развивает инновационную типологию локальных торговых центров, предназначенных для повседневного обслуживания населения, формируя стиль «цивилизованной торговли», призванной повсеместно сменить стихийные рынки столицы, возникшие в 90-е годы вблизи важных коммуникационных узлов.    
Торговый комплекс расположен в Северном административном округе Москвы, в 7,5 км от центра по Ленинградскому проспекту, на площади Эрнста Тельмана. Участок застройки площадью 1 га с плоским рельефом на северо-востоке ограничен местным проездом и сквером; юго-восточная и северо-западная границы проходят вдоль фронта жилой застройки и корпуса МАДИ; главный юго-западный фасад ориентирован на Ленинградский проспект с памятником Эрнсту Тельману, правее от которого в южном углу расположены подземный переход, совмещенный с северным вестибюлем станции метро «Аэропорт», а также остановки наземного общественного транспорта.
Проектируемое 2-3 этажное здание габаритными размерами в осях 66,0 х 108,0 м и максимальной высотой 16, 95 м (не превышающей наличествующей рядовой посадки деревьев) органично вписано в градостроительный контекст участка, удачно задействовав налаженные пешеходные связи, соединяющие выходы метро и прилегающие кварталы жилой застройки. Своей центральной планировочной осью сооружение насаживается на композиционную ось площади, обозначенную монументом, который фланкируется теперь двумя выступающими к проспекту крыльями, решенными, однако, ассиметрично: правое двухэтажное крыло 12 х 36 м на раскосых металлических стойках нависает над пешеходным переходом, образуя крытое транзитное пространство на подступах к комплексу; левое одноэтажное крыло 16,5 х 24 м имеет открытую террасу на кровле. В основу планировочной идеи комплекса заложено создание крытого торгового пространства — сквозной пешеходной галереи шириной 9 м и длиной 51 м, удвоенной по вертикали. Протяженная двухуровневая галерея-пассаж перекрыта светопрозрачными зенитными фонарями, объединена с обширным двусветным атриумом, в котором проложены основные вертикальные коммуникации, а через него и с другими дублирующими «двориками», «улочками», «площадями-террасами» торгового и рекреационного назначения.
[…] К стилистическим элементам, визуально единящим обширные пространства «Галереи Аэропорт», можно отнести типичные атрибуты дизайна городских пешеходных зон: декоративное мощение, ограждения, решетки, кадки для деревьев, фонари освещения, скамьи, урны; а также графический дизайн: логотипы, указатели, информационные табло. В стиле солидной столичной основательности решены торговые лоты — в массивные стены врезаны гигантские плоскости витрин, открывающих свое содержание посетителям. Эстетике добротности подчинено решение подвесных потолков, выполненных из цельных нерасчлененных плоскостей гипсокартона, прорезаемых лишь узкой полосой съемных плит, за которыми проложены коммуникации. В массивных плитах керамогранита 300 х 600 мм вымощены и полы, образующие рисунок из широких параллельных полос трех оттенков. Массивные переходы-мосты выполнены с нижней встроенной подсветкой, с целью визуально облегчить конструкцию, придать воздушность единому пространству.
Стилистическое решение интерьера корреспондирует с экстерьером комплекса. Так, площадь и прилегающие территории замощены бетонной плиткой двух оттенков темно-серого и светло-серого цвета, образующие гигантский штрих-код. Вокруг памятника Тельману запроектирован квадратный цветник из летников, углы которого закреплены шаровидными туями, реконструированы газоны вдоль жилых кварталов, производится посадка деревьев. Кадки с деревьями размещены и на эксплуатируемой кровле торгового комплекса. Для усиления живописности восприятия кровли с верхних этажей соседних домов, архитекторами была предусмотрена декоративная присыпка ее неэксплуатируемой части гравием серого и фисташкового цвета, выполненной в шахматном порядке (в реальности же эта часть кровли лишь пригружена серым гравием).
[…] Особым разделом проекта явилась разработка архитектурной концепции размещения рекламы на фасадах торгового комплекса, ведь по  данным маркетингового исследования, проведенного компанией «STILES&RIABOKOBYLKO» специально для «Галереи Аэропорт», было установлено, что по Ленинградскому проспекту проезжает около 4000 машин в час в одну сторону; станцией метро «Аэропорт» ежедневно пользуется более 50000 человек, причем через площадь Тельмана приходит до 3000 человек в час. Таким образом, комплекс и площадь «Галереи Аэропорт» представляют коммерческий интерес для внутренней и внешней рекламы, проведения праздников, промо- и BTL-акций с передовым техническим звуковым и световым сопровождением.
[…] В конструктивной основе здания лежит монолитный железобетонный каркас. Фундаменты свайные, по которым выполнен железобетонный ростверк высотой 1,00 м. Планировочная структура комплекса выстроена по сетке 6 х 6 м и 6 х 9 м, при этом несущие колонны установлены по диагонали. Большие пролеты до 12 м повлекли увеличение высоты балок межэтажных перекрытий до 0,65 м (в межпотолочном пространстве, достигающем величины 1,20 м, за подвесными потолками выполнена скрытая разводка инженерных сетей).
Наружные ограждения выполнены по технологии витражной системы навесных фасадов REYNAERS (Бельгия) с использованием декоративных алюминиевых накладок пулевидного профиля, выполняющих функции горизонтальных тяг членения фасадов. В качестве «глухого» заполнения использованы композитные алюминиевые панели ALUCOBOND двух оттенков «металлик»: светло-бежевого и зеленоватого. Витражное остекление на основе алюминиевой профильной системы предполагает одинарный стеклопакет (при этом наружное стекло имеет толщину 6 мм), использовано прозрачное и матированное стекло. Фасады, решенные в алюминии и стекле, гибко реагируют на естественную освещенность, вбирают в себя цвета и контуры соседних построек, как бы растворяя здание в окружающей среде.
Входные ступени, пандусы, цоколь здания облицованы плитами из натурального гранита. Железобетонные пояса «неизменяемого» несущего каркаса отделаны серой декоративной штукатуркой по фиброцементным плитам. Нависающие наружные части фасадов подшиты окрашенными сплошными металлическими  панелями с высокоэффективным утеплителем в виде жестких минераловатных плит. Кровля плоская, ее эксплуатируемая часть покрыта настилом из бетонных плит по регулируемым опорам. Водостоки  внутренние с выпуском в ливневую канализацию. Для уменьшения шумового воздействия вентиляционного оборудования, на кровле второго этажа предусмотрены шумозащитные экраны.   

Жанна Гладкова. ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС «ГАЛЕРЕЯ АЭРОПОРТ». «Качественная архитектура. 2006» (Специальный выпуск журнала «Технологии строительства». М., ЗАО «АРД-центр», 2006)

ваше мнение

new_life_06@mail.ru | 6168 дн. 16 ч. назад
"Очень нужный городской жест" нужен лишь застройщикам, которые пытаются нарубить денег без оглядки на функциональность своих сарайчиков. Раньше на этом месте было не "место спонтанной торговли" если верить Елене Гонсалес, которая явно не разбирается в вопросе, а был ряд маленьких палаток, где можно было купить все, что нужно по дороге от метро не отстаивая жутких, совковых очередей в "Моем магазине", не подвергаясь пристальному интересу мясистых охранников. Далее.. "Раньше на этом месте была стихия, полный хаос."... Костя, если Вы полагаете, что ранее на этом месте был марсианский пейзаж, то нет предела глубине Ваших заблуждений. Здесь всегда был небольшой уютный скверик с маленькими елочками и большим количеством скамеечек, где всегда можно было преклонить задницу и посидеть. Теперь же здесь сидят только бомжи... Площадь превратилась в узкий проходик(((.
"Новое здание сохраняет и развивает вторую главную функцию площади - коммуникационную." Объясняю. До этого можно было выйти из метро и попасть на близлежащие улицы. Теперь нужно толкаться в узком почти анальном проходике, а потом пробраться между машинами на стоянке и пересечь вновь созданную проезжую часть... Это просто эргономический нонсенс, а не " заряд огромной юношеской искренности и максимализма", если верить Вашим "аффтарам"...
Перейти к обсуждению на форуме >>