Гараж-паркинг на 9-ой Парковой
Проектная организация: Архитектурная мастерская Лызлова
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение









 Гараж-паркинг на 9-ой Парковой


 Гараж-паркинг на 9-ой Парковой. Фото: Юрий Пальмин

Адрес: 9-ая Парковая улица, 60-62
Проектная организация: Архитектурная мастерская Лызлова (АМЛ)
Архитекторы: Николай Лызлов, Ольга Каверина, Александр Краснов
Конструктор: Евгений Шабалин
Заказчик: ЗАО «Спецремстрой 2»
Проектирование: 1999 – 2001
Строительство: 2001 – 2003

наше мнение

Гараж Николая Лызлова на 9-й Парковой улице честно похож на то, что он есть. Но тут другая игра: белоснежный шлифованный бетон категорически противоречит всей той грязи, с которой ассоциируется гараж - бензину, мазуту, машинному маслу. Это такой нездешний вызов, вроде рабочих с конвейера BMW в небесно-голубых халатиках. Есть и другой провокативный сюжет: поскольку стоит гараж в самой гуще общественной жизни – рядом с кинотеатром «София» и магазином «Первомайский» - надо было и его как-то открыть людям. Для чего архитекторы подняли здание на «ножки», оставив получившиеся галереи пешеходам. Кроме того, авторы вполне в духе Мельникова решили и конструктивную проблему: чтобы не утяжелять композицию обычным пандусом, они сделали внутреннюю структуру с перепадом в пол-уровня, что позволило соединить внутренне пространство прямыми пандусами. То есть, машины могут двигаться все время в одном направлении, объезжая гараж по периметру.  

Николай Малинин. HЕLLO, ГАРАЖ! ДОМ ДЛЯ МАШИНЫ ТОЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЭЛИТНОЙ АРХИТЕКТУРОЙ. «Штаб-квартира», 2003, № 11

мнение архитектора

Николай Лызлов:

- Квартал, где мы спроектировали гараж-паркинг, ограничен 9-ой 11-ой Парковыми улицами и Сиреневым бульваром. Квартал застроен в 60-е - 70-е годы очень, на мой взгляд, качественной архитектурой: это торговый центр «Первомайский», кинотеатр «София», и построенный к Олимпиаде-80 спорткомплекс «Трудовые резервы». Поэтому, когда мы начинали работу над проектом, камертоном были именно они.
Кроме того, эти здания образуют полноценную пешеходно-торговую зону. Здесь гуляют, общаются, тусуются. А гараж - сугубо утилитарное здание - попадал в самый центр этого комплекса. Поэтому «грязную» функцию (мойка, техобслуживание) мы оттянули назад, в глубь квартала. А к рекреационно-торговой зоне обратили другой фасад, который надо было как-то «открыть» городу.

Но как это сделать? Мы чувствовали, что важно не поставить здание на землю. И подняли его «на ноги», оставив первый этаж свободным. Получилась вполне нормальная пешеходная зона. Плюс тут же - кратковременные стоянки. Рано или поздно здесь возникнет и нормальная торговля, то есть пространство это застеклят, как застекляют балконы. Но аркады - останутся.

Кроме «ног», здание опирается также на въездные пандусы. Проблема заезда вообще всегда является ключевой в проектировании гаража. Как правило, традиционный общий пандус здорово утяжеляет всю композицию. Поэтому здесь мы сделали внутреннюю структуру с перепадом в пол-уровня, что позволяет гаражу внутри себя соединяться короткими прямыми пандусами. То есть, машины могут двигаться все время в одном направлении, объезжая гараж по периметру.

А вообще, как и у всякого гаража, решение объема определяется функцией. Основная его характеристика - длинный. К счастью, у нас нет необходимости делать гараж теплым, поэтому мы можем позволить себе сделать здесь красивые поверхности из шлифованного бетона. А вообще стилистически мы старались выдержать дух окрестных зданий: таких же пропорций окна, такие же колонны. Стремились ввести и элементы промдизайна: заменили все стены жесткости диагональными металлическими тягами.

Что делают ньюсмейкеры? Проект Николая Малинина. «Проект Классика»,  I-MMI (29.10.2001)
http://www.projectclassica.ru/newsmake/01_2001/1_2001_13.htm

Страничка здания на сайте мастерской Лызлова:
http://lyzlov.ru/portfolio/monument.html?id=1080026220&ap=0

мнение критики

Елена Гонсалес:
 
Кошмар «средового подхода», преследующий архитекторов в историческом центре Москвы, как правило теряет свою силу за Садовым кольцом и окончательно ослабевает к окраинам. Архитекторы мастерской Лызлова этим преимуществом не воспользовались. Более того, сложившаяся застройка была выбрана в качестве единственного эстетического ориентира. Здание гаража расположено между ярким образцом советского модернизма - Первомайским торговым центром, построенным в конце 60-х, и кинотеатром «София», стилистическим воплощение менее «ярких» 70-х. По архитектурному преданию в проектировании ПТЦ участвовал Борис Иофан, «София» - плод знаменитой розенфельдовской мастерской.

Задача архитекторов была не только в функциональном заполнении существующей пространственной лакуны, но и в сохранении харизмы места. Для этого необходимо было вспомнить заповеди модернизма и попытаться заставить их «работать». Архитекторы сделали ставку на функциональность объекта. Оригинальная схема парковки не только дала дополнительный выход машиномест, но и позволила включить пандусы в «тело» здания, сделав его более лаконичным. Пандусы образуют экспрессивный зигзагообразный фасад, выходящий на 9-ю Парковую.

Главный фасад настолько узок, что здание всегда раскрывается в ракурсе. «Расческа» торца формирует боковые фасады, разводя массу монолита. С юга - стена с узкими щелями окон, резко акцентирует тему ленточного остекления торгового центра. Горизонтали фасада служат своеобразным фоном вертикальному членению здания кинотеатра. Северный фасад, обращенный в сторону площади, превращается в систему открытых палуб, по которым осуществляется трафик. Глухой куб административного блока задвинут в глубину участка и ставит жирную точку в «бесконечном» фасаде.

Особую роль в судьбе российского конструктивизма и модернизма всегда играло качество строительства. Гараж не стал исключением. Авторы переживали процесс воплощения своего проекта как неизлечимо больной переживает факт своей болезни. Пройдя все описанные стадии – от ужаса и вопроса «почему это случилось именно со мной?» до полного смирения, архитекторы теперь принимают рукотворное качество как свидетельство «подлинности», переданное через века новгородскими строителями строителям азиатским.
 
Елена Гонсалес. Гараж-паркинг на 9 Парковой улице. «Проект Россия» № 28 (2004) 

 

ваше мнение

Георгий | 5805 дн. 10 ч. назад
теперь это место всегда обхожу стороной, была огромная площадь, а теперь замкнутое пространство.
Перейти к обсуждению на форуме >>