Адрес: Профсоюзная улица, 61-А
Архитекторы: Андрей Боков, Татьяна Жезмер, Михаил Силантьев, Зураб Циколия
Инженер-конструктор: Тамара Бурлова
Заказчик: ЗАО «Калужский сельскохозяйственный центр»
Подрядчик: «Кочак» (Турция)
Площадь: 60000 кв.м
2004
наше мнение
Таких красок в Москве еще не было. То есть, конечно, и красный есть, и желтый, и зеленый в цветовой гамме города, но в дрянную погоду Москва мучительно сереет. А орущая реклама эту серость только подчеркивает. Этот же дом даже в самый хмурый денек выглядит как диснеевский мультик, по недогляду цензоров вывалившийся в черно-белое советское ТВ.
Место - перекресток Профсоюзной и улицы Обручева - действительно, преунылое. Пустырь, забывший стать площадью. Здания, в которых нет ничего, кроме стен и окон. Дом культуры с названием какой-то стенгазеты... Так что выдавить сюда десяток тюбиков стоило. Ну, а то, что краски бескомпромиссно яркие, без полутонов и оттенков, так на то он и торгово-развлекательный центр. Какая реклама может быть лучше?
И вообще: почему русская архитектура - построив, между прочим, буйных красок храм Василия Блаженного! - так брезговала цветом? Откуда такое смирение перед лицом дурного климата? Откуда такой страх перед косметикой? Гордость, не позволяющая одной музе побираться у другой? Непонятно. При том, что ведь была у нас архитектура белая - псковско-новгородская. Была желтая - классическая. Была красная: «русский стиль». А вот цветной никогда не было. Теперь - есть!
Конечно, жизнь становится ярче и цвет давно уже проникать в город. Андрей Чернихов раскрасил школу для аутистов, Александр Асадов - ломбард на Спасской, Сергей Киселев - станцию техобслуживания, Светлана Головина - подмосковное стрельбище. Но чувствуете, вещи-то все какие-то малость маргинальные? Не говоря уж о том, что везде краска, которая, увы, всегда облезает. Тут же - альполик, а значит, лет 20 продержится.
Выбор же веселых фруктово-овощных цветов имеет свою историю. Началось с того, что в Москву приехали фермеры из Аризоны и предложили помочь Калужской области продавать в Москве свою сельхозпродукцию. И объект этот изначально проектировался как колхозный рынок, и был круглым как персик в разрезе. Потом стало ясно, что «функция не тянет», и вместо рынка образовался молл с нагрузкой в виде 9-зального мультиплекса от Никиты Михалкова и офисами на 500 рабочих мест. Персик вытянулся баклажаном, перепрыгнул через речку, и обзавелся парковкой на 600 машин.
Жизнь всегда правит свободное творчество архитектора. Это понятно и даже по-своему интересно: архитектура - зеркало экономики. Тем более, архитектура торговли. Но если фасадная часть в процессе этих пертурбаций не пострадала (даже появившиеся в последний момент окошечки легли на фасад вполне модненько), то интерьер сдулся основательно. Замышлялся он как «дом-город». Где есть главная улица с верхним светом, причем сквозная - ведущая от метро к конечной остановке автобусов (фактически - автовокзалу), есть площадь со скульптурой - винтовой лестницей, есть открытые к площади кафе и т.д. Эдакий ГУМ в хай-тековской аранжировке. С такой приятной инновацией в тему пассажа, как второй световой коридор, перпендикулярно пересекающий первый и выводящий точно к ДК «Меридиан».
Но в погоне за рублем магазины стали выползать на красную линию «улицы» и ГУМа не получилось. Витрины спрессовали пространство, главная улица захламилась, от шести световых колодцев осталось два, а винтовая лестница совершенно потерялась и обессмыслилась на фоне эскалаторов и травалаторов. То есть, город все, что надо получил - и объект яркий, и пространство вокруг него подсобралось, и массу функциональных задач решили - а внутри тоска. Обычно же, кстати, бывает наоборот: внутри - шик, а город побоку. Но все равно несоответствие оболочки и внутренностей - с точки зрения архитектуры - обидное. А по жизни - все честно. Вот так ведешься на рекламу, западаешь на эффектную упаковку. А там - все та же лапша.
Николай Малинин. ЖЕЛЕЗНЫЙ ПЕРСИК. Торгово-развлекательный центр «Калужский». «Штаб-квартира», 2004, № 3 (19)
мнение архитектора
Андрей Боков:
- В этом здании снова работают наши любимые фигуры: круг и квадрат. Дом градоподобен, и это для нас было принципиально. Здесь есть улица, есть площадь, есть главная стена - и это то, что его принципиально отличает от ему подобных.
Из лекции "Кредо"
Татьяна Жезмер, Михаил Силантьев:
- Неожиданно в нашем институте возникли фермеры из Аризоны, которые были полны решимости поднять русское сельское хозяйство. И построить для этого рынок для торговли товарами из Калужской области. Заплатили аванс за проектирование, пробили участок (где всю жизнь был пустырь), обнесли забором, а потом куда-то делись. А проект уже готов. А денег нет. Потом появились отечественные инвесторы. Посчитали и поняли, что на морковке далеко не уедешь. Сделали новый бизнес-план, где появился боулинг и другие не очень характерные для фермерства вещи. Так начался молл. Что, конечно, повлекло за собой полную перепланировку. Изначально дом был круглый. Потом появился кинотеатр. Потом - боулинг. А габариты у них, понятно, жесткие. Дорожка боулинговая первой перестала впихиваться в круг. Потом понадобилась парковка. Хотели сделать подземную, но там слишком много коммуникаций, переложить которые нельзя. И т.д.
Принципиальная наша идея заключалась в том, чтобы максимально сохранить солнечный свет. Добиться отличия от тех моллов, которые просто ангары. Придумали пересечение двух светлых улиц. А верхние ярусы должны были эту светлость поддерживать. Конечно, тут звучал образ любимого ГУМа, который абсолютно не похож на советский магазин. Ведь с тех пор ничего лучшего для торговли все равно не придумали. А винтовая лестница - она, конечно, малофункциональна, это чистый аттракцион.
А цветовая концепция такая экстравагантная исключительно потому, что перекресток ужасно скучный. Толчок же к этому решению дал лично Боков: нам наглости не хватало. Посмотрел и предложил попробовать сделать переход из красного в зеленый. Но плитку-то не покрасишь каждую! На компьютере, конечно, переливы красиво получались...Выбрали альполик, потому что в алюкобонде были не все цвета. Они могли сделать на заказ, но не меньше 17.000 кв. м., типа линию им надо было б тогда ставить. Материал этот оказался удобен еще и тем, что панели делали прямо на стройке. А если бы закупали заранее, получили бы дикие трудности при монтаже: линии-то все кривые! А тут прямо на стройке специальная машинка сворачивала все эти панели.
Интервью Николаю Малинину, 15.01.2004
мнение критики
Юрий Лужков:
Еще в 1997 году решением правительства Москвы был выделен Калужской области участок на пересечении улиц Профсоюзной и Обручева под строительство торгового центра. Это явилось наглядным примером укрепления связей между регионами России. Такие связи выгодны как Москве, так и Калуге. В “центре” москвичам предлагают в широком ассортименте продукцию известных предприятий-производителей города Калуги и Калужской области, таких, как ООО “Обнинский колбасный завод”, ООО “Обнинский молочный завод”, ООО “Калужская пивоваренная компания” и др. Продукция из Калужского региона экологически чистая, поэтому пользуется у москвичей большим спросом. ТЦ “Калужский” за год его работы посетило около 10 миллионов москвичей и гостей столицы. Предприятие уникальное. Здесь можно провести целый день всей семьей. При этом сделать необходимые покупки, отдохнуть, посмотрев любимый кинофильм, поскольку в ТЦ есть 9-зальный кинотеатр “Синема Парк”. Здесь же можно сравнительно недорого отобедать в ресторане или кафе. Если вы пришли с детьми, то и о них здесь позаботятся. Для маленьких посетителей работает детский торгово-развлекательный центр “Кэлли”, в котором представлены все существующие в мире методики и программы обучения воспитания детей. Квалифицированные педагоги “Кэлли” проводят занятия с детьми от 2 до 10 лет. Так что, родители, оставив детей под присмотром опытных педагогов, смогут спокойно делать покупки. Хотел также отметить очень большую роль представителя президента РФ в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко в расширении и укреплении взаимовыгодных связей между Москвой и другими российскими регионами.
Юрий Лужков: Продукты из калуги экологически чистые
http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_21962_aId_346789.html