Офисное здание в Милютинском переулке
Проектная организация: Архитектурная мастерская Лызлова
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение


Офисное здание в Милютинском переулке. Фото: Юрий Пальмин
Офисное здание в Милютинском переулке. Фото: Юрий Пальмин

Офисное здание в Милютинском переулке. Фото: Юрий Пальмин




Офисное здание в Милютинском переулке. Фото: Юрий Пальмин
Офисное здание в Милютинском переулке. Фото: Юрий Пальмин
Офисное здание в Милютинском переулке. Фото: Николай Малинин


Офисное здание в Милютинском переулке. Фото: Николай Малинин

Адрес: Милютинский переулок, 4-а, стр. 1, 2
Проектная организация: «Архитектурная мастерская Лызлова»
Архитекторы: Николай Лызлов, Ольга Каверина
Конструкторы: Герман Кальчук, Евгений Шабалин
Заказчик: «Главмосстройинвест»
Проектирование: 1995 - 2001
Строительство: 2000 – 2002
Общая площадь: 1919 кв.м 

наше мнение

21 сентября 1927 года в «Рабочей газете» был опубликован фельетон «Круговое движение». Темой его было опошление революционных идей в мелкобуржуазной среде, а героем - гражданин, который ковырял в носу, глядя на церковь архидиакона Евпла.

« - Сломать, - говорит, - ее надо! Зря стоит! Прямо надо говорить - даром!

Вижу, - смекает человек. Действительно, даром церковь стоит, никто за постой денег не платит - просто бесплатная стоянка какая-то.

- Что, - переспрашиваю, - мешает?

- Еще бы. Тут бы круговое движение наладить, а она торчит!!!

- Куда же, опять извиняюсь, движение заворачивать будет, ежели тут без поворота?

- Куда, - отвечает, - надо, туда и завернет».

Куда завернула история - понятно. Течет вода Кубань-реки куда велят большевики. Церковь снесли, и 70 лет свято место было пусто.

Но в 2001 году на углу Мясницкой и Милютинского переулка вырос загадочный дом. Мало того, что стоит он подозрительно далеко от угла и что все его углы слегка скособочены, он еще и выходит на Мяницкую глухими стенами - тем, что в старой Москве называлось брандмауэром. Всякому дому, стоящему на улице, полагались два фасада - главный и дворовый, торцы же были глухими. Делалось это в рамках капиталистической корректности: если на соседнем участке начнет строиться дом, он будет вынужден далеко оступать от имеющегося - чтобы не застить свет его окнам. Что нечестно.

Но такого, чтоб брандмауэр оказывался фасадом - Москва еще не знала. Бывало, конечно, что сквозь исторический центр прорубали новые проспекты и старые дома вылезали на него брандмауэрами - как, например, на Новом Арбате, но там все было понятно. Тут же - явно новый дом.

Наконец, последняя загадка: на заборе, за которым заканчивается стройка, висит плакат: «Строительство 10-этажного офисного здания. Моспроект-2». И картинка. Но построенный дом подозрительно непохож на нарисованный. И не 10 в нем этажей, а 8. И не в «Моспроекте» его делали - что видно по мастерски сделанным деталям. Разве что функции совпадают: офис.

Что же это за нелепица такая? - думает прохожий, - чего это дом стоит ...даром? А дело вот в чем. В середине 90-х годов мастерская Михаила Посохина (директора «Моспроекта-2») спроектировала непосредственно на углу двух этих улиц офисное здание. Фирменную такую посохинскую стекляшку, на которую навесили кучу арочек, сандриков и башенок - как бы «неоклассику». Дом, по словам Посохина, должен был ««символизировать преемственность сегодняшней России с Россией до 1914 г., находившейся на подъеме, и безболезненно войти войти в контекст старой московской архитектуры, продолжая архитектурную традицию времен Рябушинских, Кузнецова и др.» Но вместо этого стройка так вклинилась в почву, что соседний дом по Мясницкой рухнул, а двухэтажный домик по Милютинскому пошел трещинами.

Снести этот последний - как ценный элемент исторической среды - Охрана памятников не давала, началась реконструкция, которая, как в Москве водится, плавно перешла в «воссоздание с надстройкой». То есть, от дома остался только фасад, несущие конструкции заменили полностью, а надстройка (ценой настойчивости заказчика) постепенно оказалась почти самостоятельным 8-этажным домом. Но поскольку рядом строился Посохин, и было ясно, что со стороны Мясницкой эта самая «надстройка» будет напрочь закрыта его домом, стены «надстройки» сделали глухими.

А дальше случилось невероятное. Посохин - который все свои безобразия обычно доводит до конца - неожиданно дал сбой. Кризисом 98-го деньги у инвестора кончились, и стройку законсервировали. Остался громадный котлован и забор. С плакатиком. А «надстройку» тем временем доделали. Как и планировалось - с брандмауэрами. Которым пришлось работать фасадами.

Ситуация в общем-то стандартная - да вот результат не рядовой. Вроде бы не свою роль здание играет, и средства неподходящи, и вообще - бардак. Но при этом дом получился необычайно эффектным и с ролью доминанты неожиданно справился. Источниками образа были одни ограничения: участок маленький, кривой, да еще чьим-то задником надо быть. Просто бесплатная стоянка какая-то. А оказалось, что и острые формы его весь этот хаос удерживают, и белизна стен чудо как хороша посреди окружающей мутности, и тени на них играют. Чудно, конечно: эдакий айсберг посреди городской сумятицы - но хорошо же. Можно еще эти стены какой-нибудь суперграфикой оснастить. Не кока-кольской рекламой, конечно, а чем-нибудь типа «Нигде кроме, как в Моссельпроме». Но можно и чистыми оставить - тоже красиво.

Стоит отметить, что и внутри у этого дома нет никаких проблем с освещением: архитектор ловко сгреб к глухим стенам лестницы и прочую коммуникацию - а за счет больших окон на фасаде со стороны Милютинского светом дом просто-таки напоен. Кстати, фасады эти стильны и современны - вот только разглядеть их из узкого переулка затруднительно. Еще один парадокс до кучи.

Секрет же чуда прост: делал дом хороший архитектор, Николай Лызлов. И делал он этот дом честно как задник, без всякой, простите за каламбур, задней мысли. Делал, имейте в виду, постоянно сверяясь с виртуальным соседом - какового мы полагаем образцом архитектуры посредственной. А получил - отличную архитектуру. Остается рассчитывать на это как на метафору: что все хорошие зодчие, пока еще большей частью остающиеся «задниками», таким же вот неестественно естественным путем станут «фасадом» московской архитектуры.

P.S. Ну, а тот факт, что у Посохина тут не вышло - имеет свое, пусть и специфическое, обоснование. Он-то свой дом на костях строил, на месте церковного погоста. Гараж, понимаешь, подземный, с поворотным кругом. Вот и получил - «круговое движение».

Николай Малинин TOWER БРАНДМАУЭР. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КАЗУС НА МЯСНИЦКОЙ «Независимая газета», 11 сентября 2001 г.

мнение архитектора

 

мнение критики

 Евгения Микулина:
 
Дом архитектора Николая Лызлова в Милютинском переулке - одно из самых заметных новых зданий в Москве. Холодная геометрия глухих белых стен бросает вызов окружающему городу. Глухие стены дома в Милютинском выставлять напоказ не собирались. Их должно было закрыть десятиэтажное офисное здание - под него уже вырыт котлован. Гиганта, который должен выплыть на угол Мясницкой, как "Титаник" и океан, лызловская башня таранит со двора. Но строительство "большого брата" законсервировали, и дом Лызлова вышел на первый план, бросая вызов архитектурным условностям. Внутрь квартала, в переулки и на Мясницкую, выходят "нормальные" стороны дома Лызлова - с окнами и открытыми террасами. Но все, конечно, в восторге именно от авангардного аскетичного фасада. Николай Лызлов утверждает, что не собирался эпатировать публику. Похоже, архитектор лукавит. Белые стены его дома готовы быть главным фасадом - так они спроектированы. Но те, кто восхищается лызловским домом сейчас, забывают, что котлован в центре Москвы не может существовать вечно. Рано или поздно "Титаник" приплывет и скроет от глаз любопытных прохожих ледяные торосы восьмиэтажной административной пристройки. А пока героический айсберг празднует победу над своим виртуальным соседом: всем кажется, что он его потопил. "Хотелось сделать дом вообще без окон. Жаль, что это невозможно", — говорит Николай Лызлов.
 
Евгения Микулина. АЙСБЕРГ ДЛЯ ТИТАНИКА. Architectural Digest, 2003, № 2
http://lyzlov.ru/portfolio/content/publication.html?id=1080159101

Егор Ларичев:
 
В прошлом году в самом центре Москве, в четырех шагах от Лубянской площади, возник чрезвычайно странный дом, торчащий на улицу пустым белым брандмауэром. Причиной его возникновения стал градостроительный казус, о котором «НГ» подробно писала 02.10.01. В принципе нам, критикам, этот дом и в его теперешнем виде очень нравится. Но, кажется, это от образования и ностальгически не пережитой любви к первому, «белому» модернизму. Вместе с тем мы чувствуем, что этот фасад может быть очень полезным для общества - стать своеобразным белым листом, который в монументальной форме запечатлеет наше время, его идеи и мысли. Поэтому объединение «Критическая масса» и группа «АРХ_И» объявляют концептуальный конкурс на декорацию или визуальное употребление фасада дома по адресу: Милютинский переулок, 2/11. Предполагаемые техники и употребленные стили - по выбору авторов. Согласие архитектора Николая Лызлова на концептуальную доработку его творения получено. Конкурс носит концептуальный оттенок, потому что «пробить» проект в реальности, зная ментальную подвижность московских властей, скорее всего не удастся.
 
Егор Ларичев. БЕЛЫЙ ДОМ КАК ЧИСТЫЙ ЛИСТ.Объявляется конкурс на визуальное употребление фасада. «Независимая газета», 16 апреля 2002 г.

P.S. Никакого «визуального употребления фасада», конечно же, не состоялось (если не считать таковым дурацкой рекламы в полдома), но идея нашла себе воплощение на другом объекте Николая Лызлова – жилом комплексе «Город яхт» на Ленинградском шоссе, чей белоснежный же торец расписал художник Валерий Кошляков. Художник классный, а расписал, на мой вкус, аляповато. Так что, не знаю, кто победил в нашем с Ларичевым споре: оставлять ли прекрасное  лызловское белоснежье в чистоте (мое мнение) или все-таки «употреблять»…

Н.М.

ваше мнение

Гость | 3403 дн. 5 ч. назад
Опечатка:
он еще и выходит на Мя !!! ницкую глухими стенами
Коренной москвич-житель этого района | 5499 дн. 14 ч. назад
Это не зодчество, а геометрическая фига всем, кто любит красоту Москвы, её ,,седую старину,, Вместо восстановления разрушенной красоты этого уголка старой Москвы - церкви архидиакона Евпла, вырастили, родили урода. Люди, окиньте взглядом ближайшие дома. Неужели вы не видите, как этот торос-фига изуродовала этот район!!!
кто то | 5545 дн. 3 ч. назад
по моему как раз то что видно с этой стороны и потрясает. Безумно красив белый дом без окон, я был в восторге увидев.
и в восхищении этим архитектором в целом
Москвич | 6144 дн. 7 ч. назад
К сожалению этот дом видно в основном только с этой стороны, поэтому кроме возмущения дом больше ни к каким чуствам не взывает.
Перейти к обсуждению на форуме >>