Культурный центр «Московит»
Проектная организация: АРС
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение


Культурно-развлекательный центр на Олимпийском проспекте. Фото: Николай Малинин



Культурно-развлекательный центр на Олимпийском проспекте. Фото: Николай Малинин

Адрес: Олимпийский проспект, 7
Проектная организация: фирма «АРС» ЗАО «Моспромстрой»
Архитекторы: Александр Локтев, Александр Никулин, Татьяна Марковская
Рабочее проектирование: ЦНИИПромзданий
Заказчик: ООО «Московит»
Заказчик-застройщик: компания «СУИпроект»
Генподрядчик: компания «СУИхолдинг»
Подрядчик: компания «ЛАКИстрой»
1998 - 2003

наше мнение

Главным шедевром мировой архитектуры 90-х годов считается музей Гуггенхайма в Бильбао работы Фрэнка Гери. Трудно было удержаться от соблазна развить тему «взрыва» в наших условиях. И пока дом стоял в бетоне, казалось, что ответ Чемберлену - дан. Сложная композиция, в основе - остекленный куб, в который со всех сторон врезаются кривоугольные плоскости. Внутри - киноконцертный зал, ресторан, выставочные залы, а «на хвосте» у главного здания - еще и небольшой жилой комплекс. Называлось все это центром «Московит», а заказчиком его был Иосиф Кобзон. Но когда дом был закончен, доморощенность нашего «Бильбао» стала очевидной. И объемы не разлетаются, а лишь нелепо громоздятся; и в материалах не титан, а алюкобонд со штукатуркой; и заказчик от дома отказался... В общем, получилось Бильбао с привкусом Ватерлоо.

Николай Малинин. ИСКУССТВО БЫТЬ ДРУГОЙ. МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРА ОБРЕТАЕТ ФОРМЫ. ПОРОЙ - САМЫЕ НЕОЖИДАННЫЕ. "Новая модель", 2003, № 5

мнение архитектора

Александр Локтев:

Культурный центр «Московит» на Олимпийском проспекте, вдохновителем которого является народный артист Иосиф Кобзон, замышлялся как совершенно необычный для Москвы объект. Во-первых, это небольшой, фактически камерный киноконцертный зал - что уже непривычно в типологическом отношении. А во-вторых, единую структуру с ним составляет жилой дом - тоже небольшой.

Но кроме всего этого, перед нами стояла задача найти интересный архитектурный образ. Ситуация была для этого благоприятна: Олимпийский проспект застроен в основном во второй половине ХХ века, да и сказать по правде - не самым удачным образом. Так что у нас была почти полная свобода, и заказчик быстро согласился с тем, что здание должно быть современно. Сначала, правда, были проекты в духе модерна, потом - в стиле Фрэнка Ллойда Райта, пока, наконец, мы не стали пристально изучать творчество Фрэнка Гери...

В результате получилась довольно сложная композиция, в середине которой прочитывается остекленный куб, в который со всех сторон врезаются разнообразные кривоугольные плоскости. В этом основном объеме располагается киноконцертный зал на 250 мест, ресторан, в кулуарах организуется выставочное пространство. В задней части - офисы. По землей - стоянка на 50 автомобилей.

Второй объем, соединенный с первым подземным коридором, - жилой. Это два этажа довольно сложной планировки. На крыше же перехода предполагалось высадить траву, сделать некий живой холм. А кроме перехода в этом же подземном пространстве предполагается небольшой фитнесс-центр.

Крышу мы планировали покрыть медью, но в связи с тем, что медь плохо передает объем, постепенно стали склоняться к алюкобонду. Козырек над входом - железный, стены - штукатурные.

Что делают ньюсмейкеры? Проект Николая Малинина. "Проект Классика", II-MMI - 19.12.2001
http://www.projectclassica.ru/newsmake/02_2001/02_2001_04.htm

Азарий Лапидус, президент компании «СУИхолдинг»:

26 января 1999 года на месте бывшей городской свалки, оживленной лишь чахлыми растениями, мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков вместе с идеологом инвестиционного проекта ОАО «Московита» Иосифом Давыдовичем Кобзоном заложили первый камень будущего уникального культурно-зрелищного комплекса. За год компанией «СУИхолдинг», которая специализируется на возведении крупных комплексов, таких, как Газпром, почти полностью возведено здание центра.
…Этого центра ждут в Москве с большим нетерпением и интересом. Мы уже привыкли, что в городе ведется широкомасштабное строительство жилья, социальных объектов, учебных заведений. Но впервые в эти трудные времена появится театральный камерный зал на 300 - 350 мест для любителей классической музыки, зал, где можно будет показывать и современные некоммерческие кинофильмы. Одновременно возводится и комплекс сопутствующих помещений кулуарного характера - артистическое кафе-ресторан, офисные помещения, fitness-центр, подземная стоянка на 49 автомобилей. В целом зал будет окружен настолько современной инфраструктурой, что будущий центр уже на сегодняшний день не имеет себе аналогов в Москве.
…Однако само строительство центра далось нелегко. Вначале, при проведении геологических изысканий, выяснилось, что по выделенному для застройки участку блуждает... речка. Так сказать, бегает по территории в зависимости от грунтовых вод. В начале ХIХ века здесь даже действовали лечебницы. При подготовке котлована под застройку были вскрыты семь действующих ключей только на территории паркинга. Строители столкнулись со сложной технической проблемой гидроизоляции. Однако их опыт работ на аналогичных участках позволил найти правильное и сугубо оригинальное для этой территории решение.
…Дизайн здания осуществляется по индивидуальному проекту. В частности, разработана система архитектурно-строительной логистики, когда все потоки посетителей разведены по разным направлениям. Любитель музыки, придя на концерт, может спокойно и свободно пройти в ресторан или другое обслуживающее помещение, но в то же время посетителю ресторана вовсе не обязательно заходить в концертный зал. Достаточно оригинально используется стилобатная часть в виде площадки между двумя корпусами комплекса. Здесь разместится бассейн, будет разбит красивый парк. Современная инженерия, конструктивные особенности также выгодно отличают здание будущего центра.
Что характерно - это сугубо российская стройка. На сегодняшний день из строительных материалов (таких, как бетон, кирпич, металл) не использована ни одна импортная единица. Что касается инженерии, то, к сожалению, в настоящее время даже совместные предприятия не достигают требуемого уровня. Но электротехническое оборудование, в частности шкафы управления, - российского производства. Практически только вчера появились на рынке отечественные гидроизоляционные рулонные материалы, которые не уступают западным. Это называется разумной инвестиционной политикой - кто-то вложил деньги в их разработку и производство, и сегодня мы можем их применять. Налицо положительные сдвиги в московской стройиндустрии в сторону использования отечественных материалов. И еще один штрих. Ни одного иностранного рабочего или служащего на строительстве культурного центра нет. Это уже не первый объект холдинга, где работают только отечественные рабочие.

Владимир Жданов. КАМЕННАЯ МУЗЫКА КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА. www.stroi.ru/newspaper/2000/4_2000/4_6.asp

мнение критики


ваше мнение