Музей Маяковского на Лубянке
Проектная организация: Моспроект-4
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение






Реконструкция Музея Маяковского на Лубянской площади
Адрес: Лубянский проезд, д. 3/6
Проектировщик: МНИИПОКОЗС
Архитекторы: Андрей Боков, Евгений Будин, И. Иванов, Б. Чернов, Б.Ковальков
Автор научной концепции и сценарной структуры: Т.Поляков
Автор художественной концепции: Евгений Амаспюр
Подрядчик: Военно-строительное управление КГБ СССР, Комбинат декоративно-оформительского искусства, Комбинат монументально-декоративного искусства
1987 – 1988

наше мнение


Первенец постсоветской архитектуры. Реконструкция музея началась на волне перестроечной эйфории, казалось, что мы будем жить теперь по-новому и все можно. Маяковский же – как признанный классик и в то же время революционер – удачным образом легитимизировал новаторство. И архитекторы воспользовались шансом на всю катушку, создав самый радикальный общественный интерьер на все ближайшие 15 лет. Сейчас принято восхищаться тем, как ловко они уловили наисвежайший дух деконструктивизма, но тогда и слова-то такого еще не знали. Делали музей, отталкиваясь исключительно от реалий места и времени. А не по калькам Эйзенмана и Гери, как все стали делать потом.

Место, конечно, было гениальное: дом поэта со всех сторон обступило новое здание КГБ. Метафора уже была готовая, оставалось ее только довоплотить. И все было сделано очень точно. Снаружи – инсталляция-пролог. Покосившийся каркас, символизирующий сразу и конструктивистскую простоту, и фирменный ракурс Родченко, и сломанную революцию. Внутри же – феерическое многоуровневое пространство, равных которому в то время не было, наверное, в мире. То разверзаясь пропастями, то собираясь пучками, оно ведет посетителя сквозь биографию поэта, отмечая декоративными пунктумами ключевые моменты. Чтобы завершить восхождение аскетичной комнатой, в которой тот жил и погиб.

Это был абсолютный шедевр, гениальное совпадение всего: места, времени, эстетики, личности поэта и архитектора. Увы, ни развить, ни повторить этот успех русская архитектура не смогла. А вот место осталось действующим и любимым: музей – до сих пор арена самых актуальных поэтических тусовок.   

мнение архитектора

 

мнение критики

Ольга Кабанова:

Май 1988. Под руководством архитектора Андрея Бокова начата реконструкция Музея-квартиры Владимира Маяковского на Лубянской площади. Музей, активно пропагандировавший революционный авангард, оказался целиком скрыт за новым зданием КГБ. В проектном решении главным становится желание «повернуть дом так, чтобы его стены стали видны изнутри и снаружи». Брус пристроя в структурной обрешетке ржавых железных балок картинно «утопает», уходит в почву — с одной стороны, это жест в сторону эстетики авангарда, с другой — дань деконструкции, новейшему течению западной архитектурной мысли. Внутреннее пространство музея организуется системой лестниц и многочисленных переходов, преодолев которые, посетитель получает возможность попасть в комнату, где Владимир Маяковский жил 11 лет и затем встретил смерть. Зритель, штурмующий синтетическую, литературную «лестницу истории», похожую на авангардную конструкцию, внезапно сталкивается с реальным, антихудожественным, но живым предметным миром, окружавшим поэта.

Ольга КАБАНОВА, Егор ЛАРИЧЕВ, Дмитрий ОЗЕРКОВ, Сергей ОРЕХОВ. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002

Орхан Памук:

 – Поскольку я в Москве первый раз, то, конечно, я делал некоторые вещи, которые обычно делают туристы. То есть посетил Красную площадь, посмотрел Кремль. Мне очень понравилась Ленинская библиотека: было интересно познакомиться с тем, как обычные читатели приходят и читают книжки. Мне показалось, что это очень похоже на Турцию.
А что больше всего на сегодняшний день мне понравилось в Москве, так это музей Маяковского. Меня вообще очень интересуют музеи, я хожу в них по всему миру. И новая книга, которую я сейчас пишу, она некоторым образом посвящена музеям, даже музеемании… И мне очень понравилось, что в музее Маяковского не столько представлен Маяковский, сколько сам музей является определенного рода конструктивистской концепцией. Это меня очень сильно поразило.

Из выступления на радиостанции «Эхо Москвы», 4 июня 2006

ваше мнение

Стелла | 5112 дн. 10 ч. назад
А мне он не понравился. Вернее сама экспозиция музея. Не ни подписей под экспонатами, к какому году относится тот или иной документ. То он изогнут, то положен под разбитое стекло с заляпанными краской концами, что плохо для восприятия.
Перейти к обсуждению на форуме >>