Театр «Мастерская П. Фоменко»
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение

















Театр «Мастерская П. Фоменко». Стройка. Фото: Николай Малинин

Адрес: набережная Тараса Шевченко, 2
Архитекторы: Сергей В. Гнедовский, Маргарита Гаврилова, Ольга Барсукова, М. Крылов, И. Захаров
Скульптор: А.Красулин
Конструктор: Сергей Ю. Гнедовский
Инженеры: А.Чугаринов, В.Савичев, К.Панина, М.Лукич (ООО «СатКо-3Т»)
Заказчик: «СТД Девелопментс»
Генеральный подрядчик: «Главмосстрой»
Строительная компания: «Строймонолит-14»
Проектирование: май 2003 – март 2004
Строительство: апрель 2004 – октябрь 2007
Общая площадь: 10.600 кв.м
Стоимость: 651.000.000 руб. (театральное оборудование: 8.700.000 евро) 

ОСЕНЬЮ 2008 ГОДА ЗДАНИЕ СТАЛО ОБЛАДАТЕЛЕМ ГЛАВНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРЕМИИ - "ХРУСТАЛЬНОГО ДЕДАЛА"
http://www.zodchestvo.com/

ОСЕНЬЮ 2007 ГОДА ЗДАНИЕ НОМИНИРОВАЛОСЬ НА ПРЕМИЮ ARX AWARDS  («ЛУЧШИЙ ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ ИЛИ СПОРТА»), А ТАКЖЕ НА ГРАН-ПРИ – КАК «ЛУЧШЕЕ ЗДАНИЕ ГОДА»
http://www.arxawards.su/report.php

наше мнение 

Долгожданный подарок фанатам самого культового московского театра. Непривычный для обычно камерной атмосферы студии размах компенсируется деликатным приседанием дома на откос набережной. Доминируют белизна и прозрачность (у малого зала даже есть стеклянная стена), на крыше будет сад, а многоярусное фойе - метафора города как театра.

мнение архитектора

Сергей Гнедовский:

Прежде, чем приступить к проектированию здания театра «Мастерская П.Н.Фоменко, мы обсуждали все аспекты будущего театра. Он делился своим видением вместимости залов, их стилистики. Был убежден, что театр необходимо поставить именно на том месте, к которому привыкли его поклонники. Сравнительно небольшие залы на 450 и 150 мест позволяют сформировать некий искусственный дефицит мест, что обеспечит их полную заполняемость, в то время как в очень больших залах по тем или иным причинам обязательно будут пустые места. Кроме того, это лучше и с творческой стороны, поскольку чем меньше зал, тем теснее контакт со зрителем. В процессе проектирования мы знали функциональное назначение всех помещений, даже то, где кто из актеров и работников театра будет сидеть.
На композицию здания сильное влияние оказал рельеф участка – крутой склон Москва-реки. При входе в театр, ввиду того, что он вписан в откос, приходится спускаться вниз, а не подниматься вверх, как это принято в обычных театральных зданиях. А чтобы этот спуск был незаметен, сделаны три уровня - входная группа, фойе нижнего зала, фойе большого зала. На уровне гардероба расположены своеобразные ложи-эркеры, на которые можно выйти, чтобы осмотреть интерьеры театра. Ниже располагается зимний сад.
В пространстве фойе «закодированы» три театра.
Первый - классический французский барочный театр, где главным было не столько зрелище на сцене, сколько «театр публики». Это исторически сложившийся тип особого театрального поведения. Если же посмотреть с мостиков на «черный квадрат» на полу перед малым залом, то перед нами предстает второй театр - английский. Третий театр - античный с мраморными ступенями и подушечками на них. На подобных подушечках в древности сидели патриции, наблюдая за действием на сцене. Специфические знаки театральных эпох, воплощенные в архитектурные формы, могут быть прочитаны как своеобразный текст. При этом они как бы провоцируют театр к их художественному освоению. Большой зал театра на 450 мест по просьбе Петра Наумовича обрел классические исторические черты с балконами, «царской» и гостевой ложами. Это тоже дань театральной традиции. Однако мы постарались предусмотреть в зале ряд современных технологических решений. Например, партер может трансформироваться и выравниваться с уровнем сцены, трансформируются акустические щиты потолка, образуя дополнительные сценические падуги. Имеется оркестровая яма, которая может опускаться или поднимается. Там есть так называемые калиперы, которые в одном уровне позволяют актеру со сцены пробежать в зал и снова вернуться на сцену. Партер чуть утоплен по отношению к сцене, и его можно обойти по кольцу, чем уже активно пользуются актеры даже в тех спектаклях, которые переносятся со старой сцены. Верхняя галерея позволяет актеру перемещаться над зрителями. То есть предлагаются различные приспособления, которые открывают режиссеру дополнительные творческие возможности, поскольку в театральном здании играть можно практически везде. Вообще Петр Наумович ставит свои спектакли, казалось бы, в самом неудобном пространстве, всякий раз решая по-новому отношения «зритель - сцена»: то актеры окружены зрителями, то они играют вдоль длинной стены, то поперек зала, но всякий раз образуется новое напряжение между театральным действием и зрителями. Вот такие возможности предоставлены в классическом большом зале театра.
И в малом зале на 150 мест можно делать самые невероятные вещи. К примеру, его стена раздвигается, что позволяет объединиться с пространством фойе. При этом сцена «выходит» в фойе, и зрители, располагаясь в античном греческом театре, могут наблюдать за театральным действием в малом зале. Стена, которая обращена к реке, имеет большие остекленные проемы, которые позволяют увидеть панораму Сити. Фасад облицован саратовским белым известняком, чтобы подчеркнуть его тектоничность и историческую преемственность с издревле существовавшим в этих местах Дорогомиловским месторождением белого камня, из которого в семнадцатом веке строился московский белый город.
На фасаде реализована легкая 40-метровая лестница, ведущая на эксплуатируемую крышулужайку. Смысл лестницы, ведущей в небо, метафоричен, она, как и композиция скульптора Андрея Красулина, символизирует вечное духовное восхождение и совершенствование человека.

Сергей Гнедовский. ДВЕ СТРАТЕГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕАТРА. Интернет-портал «Архитектор», 21 ноября 2008
http://www.archinfo.ru/publications/item/491/

...Здание расположено на крутом склоне Москва-реки вблизи моста третьего транспортного кольца, в месте его пересечения с набережной Тараса Шевченко.
Градостроительная ситуация определила двойственный характер объекта – низкий глухой объем со стороны рядом расположенных жилых домов и транспортной магистрали.
К Москва-реке и комплексу Сити обращен монументальный фасад с крупными пилонами – метафорой театральных кулис.
В театре два зала – Большой на 450 зрителей и малый на 100-150 мест. Оба зала трансформируемые, но обладают разными пространственными и стилевыми характеристиками. В архитектуру большого зала внесены черты традиционного театра XIX века, вместе с тем, благодаря трансформациям партера и гибкой театральной машинерии Большой зал превращается в «black – box» - зал свободного пространства.
Особенности малого зала – остекленная стена, обращенная к реке. Модуляция его пространства осуществляется двумя ярусами деревянных ширм, скользящих вдоль правой и левой галерей зала.
Третьим игровым пространством может стать фойе театра. Благодаря падению рельефа – оно выполнено трехъярусным, с балконами и амфитеатром. Между ним и малым залом раздвижная стена, позволяющая превратить малый зал полностью в сценическую площадку и наоборот.
Здание обладает полным комплексом сценических вспомогательных и рекреационных помещений. Одним из них является кровля театра, представляющая собою газон с цветником. Попасть на нее можно по металлической лестнице, объединяющей все уровни фасадных галерей. По ней на крышу здания могут подняться и жители близлежащих домов.

Страничка здания на сайте премии ARX AWARDS:
http://www.arxawards.su/experts/project.php?id=597

Здание возводится рядом существующими помещениями театра, разместившегося в первом этаже жилого дома по Набережной Тараса Шевченко, владение 30—32. Ранее эти помещения занимал кинотеатр «Киев».
Согласно утверждённому Заданию и разработанному на его основе проекту, общая площадь нового здания театра составляет 10600,0 кв. м. Оно включает Большой зал со сценой на 450 мест и Малый экспериментальный зал на 100 — 150 мест, фойе с зимним садом, репетиционные залы, артистические и кабинеты для администрации и художественного руководства театра, технические и другие помещения, обеспечивающие функционирование здания и постановку спектаклей. В здании отсутствуют какие-либо пространства, предназначенные для коммерческого использования или не связанные с деятельностью театра.
Главный вход располагается со стороны проезжей части набережной Тараса Шевченко, напротив существующего входа в здание театра. Рядом со входом, вдоль протяжённого невысокого фасада, располагается пандус въезда автомашин на автостоянку. Двухуровневая автостоянка для зрителей и работников театра на 72 машиноместа размещена на самых нижних этажах здания. Это позволит освободить улицу от автомашин, скапливающихся на ней перед каждым спектаклем.
Проектом учитывалось близкое расположение жилого дома, поэтому его высота со стороны проезжей части составляет всего 6 м 90 см, т. е. оно не выше первого нежилого этажа, где раньше располагались залы кинотеатра «Киев», а теперь театральные. Здание встроено в откос, что позволило максимально снизить его высоту со стороны жилых домов и перенести основные технические помещения, включая автостоянку в полуподземную зону, обращённую к реке. На эксплуатируемой кровле театра предполагается разбить газон и устроить цветник.
Проектом предусмотрены все условия для работы театра на двух сценических площадках. Большой зал имеет черты классического театра с ложами партером и амфитеатром. Трансформируемая авансцена позволяет устроить перед нею оркестровую яму или увеличить её глубину настолько, что действие может разворачиваться непосредственно в зале. Малый зал, по своим габаритам, соответствует размерам существующей сцены, но обладает рядом существенных отличий. Прежде всего, он получает комплекс подъёмно-опускных механизмов и кран-балки над всей площадью игрового пространства. Зал имеет два яруса, что позволяет развивать действие в двух уровнях или размещать зрителя на втором ярусе. Оба яруса закрываются деревянными вертикальными трансформируемыми щитами. С их помощью можно не только изменить габариты и пропорции зала, но и раскрыть его во внешнее пространство, в сторону реки и панорамы Сити.
Другой особенностью малого зала является то, что, он связан с фойе высокой раздвижной стеной. Это сделано потому, что само фойе, предоставленное публике, напоминает многоярусное театральное пространство, ниспадающее террасами от входа в здание в сторону реки. На верхнем его уровне располагаются гардероб и туалеты, на промежуточном — фойе Большого зала, на нижнем — зимний сад, с подобием античного амфитеатра, ещё ниже — фойе Малого зала, зрительские буфеты и музей театра. Все уровни фойе, от входа до буфета связывают широкие лестницы и лифт, опускающийся до уровня гаража. Это предоставляет возможность зрителям, приехавшим в театр на собственном автомобиле или инвалидам с коляской, подняться из гаража непосредственно в гардероб. Зрительские туалеты предусмотрены не только на уровне гардероба, но и на уровне буфетов. Ниже уровня фойе, на отметке трюма сцены, размещены помещения технических служб театра, служебный буфет, небольшая студия звукозаписи, складские и другие помещения.

Новое здание театра П.Фоменко
http://www.fomenko.theatre.ru/under_construction/

Сайт театра:
http://www.fomenko.theatre.ru/

мнение критики

Александра Рудык:

Раньше театр Петра Фоменко занимал первый этаж жилого дома на набережной Тараса Шевченко. Места, естественно, не хватало, поэтому правительство Москвы выделило театру еще один участок ровно напротив — под строительство нового здания. Жильцы того самого дома строительством возмущены, театр им вроде как вид на реку портит. Со стороны главного фасада здание и правда не очень привлекательное. Прямоугольные колонны, массивный козырек (вход расположен слева) и сплошная глухая стена. Со стороны же реки конструкция гораздо сложнее и интереснее: театр вписан в склон и ярусами спускается к воде, в фасаде удачно сочетаются камень, железо и стекло. На крыше здания обещают разбить зеленый сад, а открытие театра запланировано на 13 января. Главный архитектор проекта Сергей Гнедовский рассказывает: «Был запланирован еще переход, связывающий старое и новое здания, но из-за перенасыщенности коммуникациями его пришлось бы делать очень глубоко под землей, что дорого и нецелесообразно. Все до мельчайших моментов согласовывалось с театром, строительство велось при чуткой и невероятно корректной поддержке самого Петра Наумовича. Думаю, что все остались довольны. По крайней мере, хотя театр еще не открылся, репетиции уже вовсю идут в новом пространстве». Сам Петр Фоменко, правда, от комментариев воздержался.

Александра Рудык. ДОМ НА НАБЕРЕЖНОЙ. НОВОЕ ЗДАНИЕ ТЕАТРА ФОМЕНКО. «Афиша. Все развлечения Москвы», № 215, 14 декабря 2007
http://www.afisha.ru/article/90/


Алексей Муратов:

Среди объектов я бы выделил здание театра «Мастерская Петра Фоменко» на набережной Тараса Шевченко в Москве. Объект, спроектированный Сергеем Гнедовским, Маргаритой Гавриловой со товарищи. Это здание получило недавно "Хрустального Дедала" -- национальную премию в области архитектуры. И думается, все справедливо. Конечно, в этом проекте есть к чему придраться, особенно в плане качества доводки интерьеров. Но нельзя не отметить, что речь идет о по-настоящему интересной авторской архитектуре. Это здание ни на что не похоже. И поэтому, думается, пройдет пара десятков лет, и оно, как все оригинальное, а значит, и уникальное, станет культовым. Все архитектурные решения от конфигурации объема театра до архитектурных элементов и деталей отличает подчеркнуто личностное видение, очень своеобразный подход к сплаву самых разных архитектурных направлений и стилей. Постмодернизм сталкивается с русским авангардом, и получается в общем-то довольно симпатичная смесь. Перефразируя Ладовского, пространство здесь действительно становится главным материалом архитектора. Особенно остро это ощущается внутри здания, где зритель попадает в чрезвычайно разнообразную среду. Здесь и фойе-амфитеатр, и парадные лестницы, и многочисленные балконы, и сумрачные, освещенные приглушенным электрическим светом, "катакомбы", и парадные театральные залы. Зритель втягивается в увлекательную пространственную игру, становится ее полноправным участником -- своеобразным актером наполненного жизнью архитектурного театра.

Алексей Муратов. Экспертное мнение главного редактора журнала «Проект Россия» в рамках Клуба архитектурной критики. Выпуск третий: ОБНАДЕЖИВАЮЩИЙ КРИЗИС. «Время новостей», № 233, 16 декабря 2008
http://www.vremya.ru/2008/233/13/218870.html

ваше мнение

architect | 4882 дн. 10 ч. назад
К сожалению, здание театра мягко говоря отвратительно. Оно абсолютно не вписывается в контекст окружающей сталинской застройки, и смотрится как какая то трансформаторная подстанция или вытяжка современного метро. Деже если просто разобрать архитектуру фасада, выходящего на набережную, сразу бросается в глаза хаос и диссонанс различных элементов, как будто бы его пытались построить несколько архитекторов одновременно, и несогласовано. Левая часть остеклённого фасада перебита некрасивой и уродливой, топорной металлической лестницей, резрезающей чётко по диагонали плоскость фасада, и напоминающей простой эвакуюционный выход, а не достоинство здания, как должно было бы быть, более того под этой лестницей находятся поэтажно такие же уродливые галереи на простых металлических колоннах. Ниже всего этого ужаса, ничем не скрытые и никак не обыгранные двери трансформаторной: просто плевок в зрителя. И ещё одна голубая глухая дверь с лесницей. Правая же часть фасада разбита хаотически и непрофессионально колоннами, робко и неубедительно прикрытыми (отрезанными) сверху каким то металлическим двутавром. Этот приём создаёт ещё больше хаоса на фасаде. И при этом всём кошмаре правый угол закруглён и декорирован рустом!!, со ступенчато облицованым "цоколем". Уважаемые архитекторы! Это позор!
Предстваитель театральной общественности г. Москвы | 5436 дн. 17 ч. назад
Благодаря квалификации и стараниям архитектора Александра Яковлевича Иванова, выполнявшего функции заказчика по этому объекту, удалось достичь высокого качества строительства.
Алексей П. | 5862 дн. 18 ч. назад
Внутреннее пространство сложное , интересное и в то же время уютное... Чувствуется , что проект сделан с большой любовью.
Гость | 5863 дн. 9 ч. назад
Объект гармонирует со средой, хорошо выбран колорит, место, не лезет никуда,не спорит с близлежащей архитектурой. +1
Федунина Светлана | 5863 дн. 17 ч. назад
Чтобы оценить здание - как "театр" - надо сходить в него.
Что касается фасадов - "не приглашают".
А интерьеры холлов - слишком "тяжеловесные" и непропорциональные.
Перейти к обсуждению на форуме >>