Административное здание с отделением Сбербанка
Проектная организация: АРТЭ +
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение












Административное здание с отделением Сбербанка на Цветном бульваре. Фрагмент фасада
Административное здание с отделением Сбербанка на Цветном бульваре в процессе строительства. Фото: Владислав Ефимов

Адрес: Цветной бульвар, 32
Архитекторы: Владимир Юдинцев, Майя Бургандинова, Александр Гагиев
Конструкторы: Николай Швецов, Марина Железова
Заказчик: «Стройсервис»
Проектирование и строительство: 1996 – 2008 


ОСЕНЬЮ 2008 ГОДА ЗДАНИЕ СТАЛО ОБЛАДАТЕЛЕМ БРОНЗОВОГО ДИПЛОМА ФЕСТИВАЛЯ "ЗОДЧЕСТВО" В НОМИНАЦИИ "ПОСТРОЙКИ"
http://www.zodchestvo.com/

наше мнение

Раньше на этом месте, по соседству с редакцией «Литгазеты», стоял ничем не примечательный семиэтажный дом. В нем появилась трещина, дом признали аварийным. В 1996 году авторам был заказан проект офисного здания, в 2000 году его согласовали. Прошло долгих 12 лет…

Чтобы габариты новой постройки визуально были схожи со старым домом, два верхних этажа проектировали в сплошном остеклении. Но в конце 90-х считалось, что чем меньше стекла, тем меньше затраты на отопление. Так появились импосты из аллюкобонда.

Кроме того, в те годы московский мэр увлекся строительством парковок в центре города. И заказчик здания решил сделать таковую на месте усадебного сада. Архитекторы идею саботировали, тогда заказ передали другим. Парковка-этажерка позади здания таки появилась, но в некотором смысле она спасла дом: за 8 лет нормы расчета машино-мест ужесточились, и двух подземных этажей уже не хватило бы.

Исторический центр требовал соответствия, но не заниматься же стилизаторством. Зато можно было поддержать сложившийся ритм бульвара. Объем здания разделили нишей, поддержав характерное для бульвара деление домовладений паузами по 5 – 6 метров. Близость поворота на Садовое кольцо отметили закругляющимся углом стеклянного верха.

Наружные металлоконструкции декоративны, но задают дополнительный ритм, алюминиевые перголы-«кепки» на крыше скрывают технические надстройки. Коричневый крест на фасаде размечает пространство, а в оттопырившемся «ухе» будут комнаты отдыха: оттуда открываются замечательные виды на бульвар.

Увы, не все получилось так, как задумывалось. Балка, тянущаяся к дому, где Суриков писал «Ермака», вопреки проекту остановилась за 40 см до цели. Кроме того, вместо голубого португальского гранита подрядчик привез серый китайский. Таким образом, цветовая концепция, обыгрывавшая название бульвара, слегка разрушилась.

Мария Фадеева, Николай Малинин. КЛАССИКА ЦВЕТНОГО. Журнал Made in Future, № 4 (сентябрь 2008)

мнение архитектора

Владимир Юдинцев:

Дом, конечно, устарел, пока строился. Все-таки 12 лет от начала проектирования!
Придуман он был давно, и именно таким его согласовал Кузьмин. Он уговаривал не делать много стекла. Потому что в то время Лужков с Ресиным боролись за минимизацию остекления, считая, что таким образом сократят теплопотери. Поэтому вместо сплошного остекления появились эти перепонки. Хотя именно стеклянный вариант прошел совет. Потом Кузьмин попросил добавить алюминиевые внешние элементы, которые задают ритм. А у меня их первоначально не было, хотелось большего контраста.
Мы не особо увеличили масштаб, но поскольку боялись сделать новое здание слишком грубым, разделили его на 2 части. Сталинский дом напротив очень крупный, и если бы при выходе на Садовое было бы два таких монолита, это было бы явное укрупнение масштаба, что плохо. Тем более, что вся эта сторона бульвара разбита такими 5 – 6-метровыми отрезками, между которыми проезды и проходы вглубь квартала. И мы сымитировали то же самое - и пока не подходишь фронтально, не видишь, что это обман.
На Цветном уже 10 наших домов, если считать внутриквартальные. И всегда была такая задача: дома, которые выходят на бульвар, не имеют права быть фронтальными монолитами. Потому что бульвар - вещь большая и интересная, и нужен какой-то «тамбур», чтобы перейти собственно к помещению. Поэтому мы всегда старались делать такие пространства. Это и в нашем доме № 30 есть. Такой промежуточный элемент, который включает в себя бульвар перед тем, как начинаются внутренние помещения. Иначе будет лобовой удар большого пространства в малое - и это неинтересно. Но это требует как-то инкрустировать или сильно детализировать фасад - чего не хотелось.
Сложность дома была еще и в том, что он большой и стоит почти на углу, но при этом не на самом углу. А на углу стоит дом 4-этажный с арочными подвалами XVIII века и с угловой  башенкой – он-то угол и фиксирует. А наш дом второй и он не может взять на себя все угловые функции, хотя он значительнее и больше. Поэтому он решался как старший брат, стоящий на отступе, как почти рядовой линейный дом улицы, но второй по росту. После знаменосца первый - самый высокий. Поэтому у него есть скругленьице на углу, но не сильное, не выпирающее.
Балка же вылезла для объединения с соседним домом, но подрядчик схалтурил и не дотянул 40 см до стены. Было несколько записей в журнале, но он никак не среагировал. С подрядчиком тут вообще была беда, он менялся постоянно. В общем, это дом с тяжелой судьбой. Хотя вроде бы достаточно было средств поначалу отпущено. Должны были быть хорошие материалы, но потом они все почему-то заменялись. Ни одного материала, который мы изначально заложили, в реализации не оказалось. Почти все облицовочные материала были заменены на более доступные.
А наверху еще добавилась сеточка к первоначальному проекту. Мы думали, что это мы так хитро придумали способ, как скрыть все то, что творится на крыше. А недавно я был в Днепропетровске – так там такой дом стоит с 60-х годов! Это правильное решение и удобное: потому что все, что происходит на крыше, мы до конца контролировать, увы, не можем. «Ухо» же появилось потому, что рядом стоит двухэтажный дом, маленький флигель усадебки, с ним ничего не будет происходить, он тут останется всегда. И тут возникает слишком большая щель, которая делает дома отрывочными. Хотелось ее как-то закрыть. Поэтому мы и оттопырили ухо. Думаю, там будут комфортабельные курительные с видовой площадкой на бульвар. А вид оттуда, как бульвар Распай.
Что касатся цветовой гаммы, давно хотелось ответить на то, что бульвар – Цветной! А этот дом – флагманский, он стоит в его начале. Хотелось задать некую цветовую «веселинку», которую раньше никак не удавалось ввести. Но тут было очень важно, чтобы были изначально заложенные материалы. А пошли замены - и идея тонкой подгонки цветов не состоялась. Есть заявка на цветовое многообразие, но если вы посмотрите на эскизы, то увидите, что они сильно отличаются от результата.
У нас на цоколе был голубой португальский гранит, а вместо него оказался серый китайский. Разница заметна: китайский камень серый, плоский, совсем никак с красным не взаимодействует. Нужен был обязательно близкий по тону и желательно сильнее, а он слабее. Цвета керамогранита тоже все не те, что нами были согласованы. Ощущение, что они уезжали 1-го сорта, а приезжали 6-го, загнувшись по дороге.
Конструктивно тяжело все было: здесь же Неглинка. Подземные течения очень выражены. 2 уровня вниз – это почти 9 метров котлована и подготовки. Соответственно,  стена в грунте, но она сифонит, поэтому тут двойная оболочка, а еще корыто железное, которое держит эту стену. Нас предупреждали геологи, что в таком месте, где сильные стоки со Сретенской горы лучше вообще ничего не делать глубже одного этажа. В предыдущих зданиях так и было по одному этажу – но тогда нормы автомобильные были помягче. А сейчас волей-неволей приходится вниз уходить. Хотя технология производства стены в грунте на сегодняшний момент в Москве достаточно скверная.

Интервью Марии Фадеевой, апрель 2008

мнение критики

Мария Фадеева:

В девятиэтажном здании, появившемся на четной стороне Цветного бульвара у поворота на Садовую-Самотечную, между усадебным флигелем XVIII века и домом конца XIX века, разместятся банковское отделение и офисы. Когда идешь вдоль этого дома, представить его высоту и увидеть фасад почти невозможно: тротуар узкий, над входами множество козырьков. Лишь находясь на противоположной стороне улицы, понимаешь, что перед тобой настоящее полотно.
В архитектурной мастерской «АРТЭ+» решили сделать здание разноцветным, обыграв название бульвара. Правда, подрядчик вместо голубого португальского гранита привез серый китайский, да и остальные отделочные материалы оказались более тусклыми, чем планировалось. Но все равно синие металлические вставки, выглядящие кусками неба в теле здания, в сочетании с коричневым крестом, «сшивающим» половинки дома, привлекают внимание. А дальше уже можно изучать и шахматную раскладку серого и бежевого керамогранита, и то, как перебивают ритм почти квадратных окон вытянутые проемы.
«Наше здание второе от поворота на кольцо, но оно выше углового соседа, поэтому нам пришлось не только встраиваться в бульвар, но и реагировать на трассу Садовой-Самотечной улицы», — рассказал автор проекта и руководитель мастерской Владимир Юдинцев. Ответом на этот двойной вызов стало появление на главном фасаде стеклянного элемента, обрамленного синими конструкциями, который повернут относительно основной плоскости стены в направлении кольца. А на левом торце над мансардой соседнего исторического здания выросла сложная конструкция с уступами, декоративными проемами, скругленным стеклянным верхом и лестницей. Получилось, главный фасад будто завернул за угол и показал кусочек себя проезжающим по Садовому кольцу.

Мария Фадеева. А ЧТО ТАМ, ЗА УГЛОМ? На Цветном бульваре появился дом-полотно с фасадом, повторяющим изгиб Садового кольца. «Ведомости», 7 мая 2008  
 
http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2008/04/25/12295

ваше мнение

Юрий | 4770 дн. 9 ч. назад
Отвратительный проект. Странная торчащая балка. Козырки над подъездами грозят обвалиться. Очередная эклектичная бетонная громада, нависающая над Цветным бульваром. Прежне здание, правда, было не лучше. И нечего пенять на время - не так уж долго он строился.
Александра | 5237 дн. 2 ч. назад
Дом просто ужасен/ Демонстрирует полную неспособность вписаться в историческую среду ! Он сам по себе и сам для себя/
Вася | 5384 дн. 12 ч. назад
Дом по грубоватой и крупной текстуре фасада может стоять рядом с Гипермаркетом.
Для исторического центре Москвы, это неуклюжий ластик, стирающий тепло и доброту классики и модерна, как и масштаб и уличную перспективу.

Характер металлоконструкция наверху непонятен, и им нет объяснения вообще.
ваня | 5439 дн. 5 ч. назад
а вы строить умеете ,слабо построить что-нибудь
равное этому. хватит понос выливать вы все просто бежите в первобытие . хотите жить и работоть в пещерах . Алексей Иванов , верёвки у вас в попе , а Ира молодец
Наталья | 5442 дн. 6 ч. назад
Мне дом совсем не нравится. Ерунда какая-то...
Перейти к обсуждению на форуме >>