Бизнес-центр «Пульман»
Проектная организация: «Моспроект-2», мастерская № 8
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение



Бизнес-центр «Пульман». Фото: Николай Малинин

Адрес: Мясницкая, 50
Проектная организация: «Моспроект-2», мастерская № 8
Архитекторы: Станислав Пошвыкин (руководитель мастерской), С.Суздальцев, Р.Овчинников
Заказчик: «ИНСТРОЙГРУП»
Генподрядчик: «КОНИП» (Хорватия)
2008

наше мнение

Весь XX век архитекторы боролись за возможность создавать стеклянные здания. И победили. Триумф стекла ознаменовал изменение роли фасадной стены в конструкции здания: она перестала быть несущей и стала лишь ограждающей оболочкой. Но от «воздушных» зданий устали, а материал, призванный символизировать легкость, оказался не особо выразительным. Камень стал возвращаться. Сначала о нем вспомнили постмодернисты, чтобы обогатить фасады своих «декорированных сараев» (Роберт Вентури). Кроме того, это позволяло легче вписаться в исторический контекст - например, в ансамбль главной площади Вены (Наas Haus).

Стили меняются, но архитекторы остаются очарованы идеей отслоения фасада от конструктивной основы - то выражая при его помощи внутреннее устройство здания, то создавая затейливые «обманки». Пример - общежитие в Массачусетсе, где на один этаж приходится пять окон, отчего здание выглядит куда более масштабным, чем на самом деле. Окно стало элементом орнамента, который теперь модно располагать в произвольном ритме, что можно считать апогеем идеи неконструктивности фасада.

Но благодаря технологиям таким же орнаментом становится и камень - то создавая эффектную фасадную сетку (как у Сергея Чобана), а то и вовсе превращаясь в накладной декор - как на здании на Тверской-Ямской. Так что борьба стекла и камня не закончена. На прозрачный фасад бизнес-центра «Пульман», будто захватчики, с двух сторон наползли каменные элементы - стекло возмутилось и взбухло эркером, оставив все же за собой центральную позицию.

Николай Малинин, Мария Фадеева. БИЗНЕС-ЦЕНТР «ПУЛЬМАН» в рубрике «Найдите 10 отличий». Журнал Made in Future, 2008, № 3 (5) 

мнение архитектора

 

мнение критики

Мария Фадеева:

Здание под названием «Пульман», появившееся на месте двухэтажного дома рядовой застройки (Мясницкая ул., 50), резко отличается от своего окружения. Это отнюдь не первый бизнес-центр на данном пятачке, однако все предыдущие построены в псевдоклассическом стиле, к которому власти столь часто подталкивают архитекторов, когда речь идет об историческом центре города.
«Пульман» же выглядит как ино­странец посреди русских бояр: никаких тебе башенок и колонн, только строгая геометрия прямых линий. Его архитектура куда ближе находящимся в этой части города многочисленным образцам конструктивизма: входу на станцию «Красные Ворота», зданию РЖД. Названный по имени основателя чикагского вагоностроительного общества бизнес-центр действительно напоминает о традициях американского функционализма, в котором строгость формы сочеталась с изящным декором. В его рациональности есть своя красота.
Втиснутое между соседями здание совсем небольшое (общая площадь 2504,9 м2), но на его главном фасаде совмещены три вертикали с разным оформлением. Кажется, будто архитекторы 8-й мастерской «Моспроекта-2» решили восполнить отсутствие боковых фасадов и просто «вывели» их все на улицу. Тут и стеклянная часть по центру, обозначающая главный вход, и шахматное поле из квадратов каменных простенков и темного стекла окон, а еще линейный блок, образованный при помощи горизонтальных мраморных резных вставок, «отбивающих» этажи.
Несходство нового бизнес-центра с остальной застройкой не создает диссонанса: «Пульман» пытается подстроиться под дома — ведь с соседями нель­зя ссориться! Так что «шахматы» и линейки здания обрываются на уровне верхних карнизов соседних строений, сменяясь сплошной стеклянной плоскостью, своего рода имитацией неба. А мраморные линейки — это еще и ответ на горизонтальные карнизы неоклассики. Так же как их растительный резной орнамент — дань национальному искусству.
Когда бизнес-центр окончательно заселят, днем и вечером здание будет смотреться по-разному: при естественном освещении окна выглядят темными, а отделочный камень — светлым, но стоит зажечь свет в помещении, и эта шахматная раскладка как будто вывернется наизнанку.

Мария Фадеева. ПОДРУЖИЛСЯ С СОСЕДЯМИ. Бизнес-центр у Красных ворот отличается от остальной застройки и все же умудряется вписаться в пейзаж. «Ведомости»,  № 26 (113) , 25 июля 2008  
http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2008/07/25/13197

Ханс Холляйн. Haas Haus в Вене

 

 

 

 


Бюро SANAA. Музей в Цольферайне



 

 

 

Стивен Холл. Общежитие университета в Массачусетсе 









Дэвид Аджайе. Галерея "Ривингтон Плэйс"



 

 



Сергей Чобан. Штаб-квартира C&A в Дюссельдорфе


 

 

 

 


Михаил Посохин. Офисное здание на Тверской-Ямской

ваше мнение

Гость | 4719 дн. 20 ч. назад
Есть в комментариях хоть один человек с архитектурным образованием?
Как архитектор заявляю - фасад гениален! немного удивлен , что это Моспроект.
Архитектура для архитекторов. а если людям подавай классику то пусть строят ионические колонны у себя на даче в подмосковье, за 6и метровым забором.
Побольше бы таких стилистически свежих решений, в дырах исторической застройки. а что касается классического "современного" стиля - это преступление перед предками. Господа ездят в меседесах последней модели и в бричку пересаживаться не хотят, при этом любят напичканную электроникой "классику" в архитектуре. Смешно!
Драган Иван.
Архитектор.
Вася | 5386 дн. 1 ч. назад
отвратительно бездарный монстр в стиле городского туалета и старой плитки в настенах
Дарья | 5418 дн. 3 ч. назад
даааааааа как только можно было додуматься его сюда вписать(
Наталья | 5443 дн. 18 ч. назад
Заплатка!
Александр | 5446 дн. 1 ч. назад
шахматное расположение фасада и стелка - среди зданий с псевдоклассическим стилем - ужасно и неорганично, с первого взгляда с одной стороны, но сдругой стороны мы этого не видим уже через минуту другую - и всё это благодаря стеклу! Браво автору!
Перейти к обсуждению на форуме >>