Многофункциональный комплекс «Баркли Плаза»
Проектная организация: Сергей Скуратов Аrchitects
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение

































Адрес: Пречистенская набережная, 17 -19
Архитекторы: Сергей Скуратов, Никита Демидов, Александр Медведев, Наталия  Ишутина, Павел Шалимов
Заказчик: компания «Баркли»
Проектирование: 2003 - 2004
Строительство: 2005 - 2008 

наше мнение

Роскошное место на берегу реки застроено роскошным комплексом, в котором есть и жилье, и офисы, и торговля. Многофункциональность определила некоторую сухость формальных ходов, из которых самым интересным был двойной фасад, расчерченный «змейкой» каркаса. По воле заказчика его еще «подсушили», но признаки замысла остались - и кажутся теперь ювелирной стежкой по мрачноватому полотну стекла...

мнение архитектора

Сергей Скуратов:

Очень тяжелый проект. По длительности проектирования и строительства побил все рекорды. Что называется – бес попутал. Правда, когда я еще работал с компанией Rose Group, с Борисом Кузинцом, было предложение спроектировать на этом месте серьезный большой жилой дом… А потом мне позвонили из компании «Баркли», руководитель которой - человек с очень похожей фамилией: Казинец. И пригласили на том же месте спроектировать для них сложный административно-торгово-жилой комплекс. [...]
Дом очень сложный. Он состоит из двух рядов зданий. Вообще это – многофункциональный комплекс. Первые три этажа – нежилые. Выше – апартаменты. В глубине – офисные здания. В одной части комплекса есть даже музей - Союза московских инженерных обществ. В общем – чудовищная сложность. Три подземных этажа: один целиком занят парковками. Первый уровень – торговая зона. Здесь же – входная зона в жилье, в офисы. Рампа, ресторан, торговый центр, музей, пешеходная эспланада, соединяющая реку и город, имеющая два входа – с набережной и с Зачатьевского переулка. На втором уровне – офисный центр, торговый центр, еще рестораны, галерея торговая. Уровень внутреннего двора: лестница и лифт, на котором приезжаем со двора, имея возможность попасть в квартиру с улицы. На этаже – по две, по три квартиры. Все в аренду. Делаются вместе с отделкой и планировкой. Типовой этаж это 5 блоков, стоящих на стилобате. Каждый смотрит естественно на воду.
Но в таком виде дом не построен. Мы сами в процессе работы отказались от многих вещей. Но самое главное – что компания «Баркли» отказалась от главной изюмины этого проекта. Мы предполагали сделать двойной фасад: когда есть теплый контур, который совпадает с внутренней гранью всех этих выступающих конструкций, и холодный - длиной 60 см, который формирует глубину. Это был первоначальный вариант, который заказчик подписал. Мостики, балконы, и вся эта конструкция достаточно интересно живет. А еще это было нужно, чтобы как-то отделить от города быт квартир (свет, шторы, занавески, жалюзи) – чтобы весь этот мусор не сильно разрушал тот образ дома, который выходит на набережную. Которая все-таки есть парадная часть города. И не хотелось, чтобы тут висело все это нижнее белье нашей жизни. Хотя голландцы, например, это очень любят… Но здесь все-таки 300 м до Кремля и хотелось все это как-то скрыть за этой блендой.
Но в какой-то момент заказчик сказал, что все это жутко дорого и он этого делать не будет. И давайте делать холодные фасады, и совместим эти нитки, и сделаем, как всегда. И целый год дом выдвигали на эти 60 см. Мы воевали, я ходил к Кузьмину, уговаривал его. То есть, он-то, конечно, сразу согласился. Но переговоры с заказчиком ни к чему не привели. Компания, которая делала фасады, выставила ему счет на 1,5 млн долларов и он отказался. [...]
Сейчас идут работы по интерьерам. Есть надежда, что они будут в таком виде и построены. Вход в торговый центр – там планировалось два материала: белый камень, из которого все фасады, и тиковое дерево, хорошо пропитанное. Но, к сожалению, нам не удалось уговорить заказчика на тик, поэтому там сейчас делают искусственный камень под дерево. Я противник всего искусственного, но, может быть, мы сделаем камень со структурой, чтобы эта линия была более естественной… Вообще же хотели сделать торговый центр максимально нейтральным: вы прекрасно знаете, как заходишь обычно в ТЦ – и со всех сторон назойливая реклама-реклама-реклама… Нам хотелось этого всего избежать, все запрятать в боковые стенки, чтобы только в зонах торговли была реклама. Так, чтобы возникала прозрачная зона внутри – и ничего не видишь лишнего. Такая немножко загадка чтоб получалась.

СЕРГЕЙ СКУРАТОВ РАССКАЗЫВАЕТ О ЗДАНИИ НА ЛЕКЦИИ В МАРХИ:
Аудиозапись выступления 16 декабря 2008 года на сайте «Архитектурного журнала». См. мин. 35.
http://www.myarchipress.com/archives/2008/12/17/1246

Проектируемое здание расположено в микрорайоне Остоженка на Пречистенской набережной. С юго-западной стороны участок ограничен 1-м Зачатьевским переулком, с северо-запада – Курсовым переулком.
В градостроительном плане проектируемое здание продолжает формирование нового фронта застройки набережной, начатое строительством здания ММБ. Укрупнение масштаба застройки обусловлено желанием придать набережной более городской и законченный характер. С другой стороны, необходимость сохранения сложившейся системы доминант (башни Кремля, храм Христа Спасителя, церковь Ильи Пророка, ансамбль Зачатьевского монастыря и т.д.) обусловили разорванность фронта нового комплекса.
Часть комплекса, выходящую непосредственно на набережную и состоящую из трех корпусов, предлагается выполнить высотой 5 этажей (отм. +144.00) непосредственно по фронту набережной с отступом в глубину на 4 м. и повышением до 6 этажей (отм. +146.75). Часть комплекса по Курсовому переулку предлагается выполнить в четыре - семь этажей (отм. +151.25).
Основная композиционная идея -  «сдвиг» в глубь владения (к Курсовому переулку) двух блоков из фронта застройки набережной. Смещенные объемы как бы накрывают трех-четырехэтажный корпус, вытянутый по Курсовому переулку. В образовавшемся пространстве между сдвинутыми частями (когда-то как бы единого целого) формируется система озелененных дворов.  На крышах одноэтажных зон («следов» сдвинутых частей) размещены газоны.
Подземная часть комплекса состоит из двух этажей (автостоянка, технические и подсобные помещения. включая помещения обслуживания и загрузку общественных зон первого этажа). 
На первом этаже размещаются: общественная часть (кафе, магазины) с входами со стороны набережной, блок Союза Научных и инженерных организаций (Союз НИО), вестибюли жилой и офисной частей с входами со стороны Курсового переулка.
Со второго по четвертый этажи комплекса – жилье (в корпусах по набережной), офисы (в корпусе по Курсовому переулку). С пятого по седьмой этаж – жилье.
Во внешней отделке комплекса предполагается применить натуральный камень светлых тонов с различными пропорциями раскладки на «внешних» и «внутренних» (образованных «срезом») плоскостях. Основные фасады по Пречистенской набережной выполнены в стекле различной тональности и разной степени прозрачности. Сквозь него «прорастают» каменные элементы – балконы, лоджии, вентрешетки, которые являются материальным и композиционным продолжением темы отделки более классических фасадов корпусов по Курсовому переулку.

Справка о здании на сайте Агентства архитектурных новостей:
http://agency.archi.ru/object_current.html?id=502

мнение критики

Мария Фадеева:

«Баркли Плаза» — одно из немногих современных зданий района Остоженки, выходящих на реку. Много стекла на главном фасаде и узкие окна от пола до потолка на боковых, строгий прямоугольный силуэт и отделка из юрского мрамора — новостройка, занявшая место Новозачатьевских торговых бань XIX века, являет городу лицо «Золотой мили».
Снаружи ничто не выдает функциональной насыщенности, хотя здание должно вместить офисы, апартаменты, торговый центр, ресторан и даже музей Союза научных и инженерных общественных объединений. Зато оно демонстрирует принципы единой эстетической программы, выработанной здесь несколькими архитектурными бюро, включая авторов проекта из «Сергей Скуратов Architects». Это и лаконичность очертаний без заигрывания с историческими стилями, и соединение природного камня со стеклом, и разбивка фасада, характерная для прошлых времен.
История проекта длинная. Работу над «Баркли Плаза» начали еще пять лет назад. Первоначально у архитекторов получался очень подходящий для современной европейской набережной дом. Его речной фасад должен был строиться на приеме «разреза», когда за стеклом видны перекрытия и стены. Стеклянные углы создавали ощущение плавного «выхода» дома из глубины квартала на линию набережной. Была еще идея использовать два слоя стекла с зазором в 60 см между ними — этого как раз хватило бы для небольших балкончиков. В проекте все выглядело спокойно и вальяжно, это подходило для набережной, где горожане могли бы прогуливаться.
Однако, увидев счет от компании — проектировщика фасадов, заказчик был вынужден изменить свое решение. Многослойность ушла, балконы стали лоджиями, а стекла — затемненными. Теперь «Плаза» напоминает самоуверенного новичка в шеренге пожилых вельмож, выстроившихся вдоль пути короля. Ему, с одной стороны, необходимо соблюдать протокол, а с другой — он совсем не похож на «стариков». Вертикальные элементы членения фасада, конечно, вторят ритму фасадов «Красного Октября», что находится прямо напротив, но башни комплекса от этого выглядят надменно. А ведь их специально выстроили так, чтобы не загораживать виды на окрестные достопримечательности.
Возникает ощущение противостояния старого и нового, столь нехарактерное для «средового подхода», который проповедовался при застройке остоженских переулков. Ожесточает образ и каменная рамка по периметру здания: она отделяет новостройку от соседей, с которыми ее пытались объединить за счет переклички цветовой гаммы. Впрочем, даже в таком виде «Плаза» делает речной фасад города более упорядоченным. Только вот мечта о появлении в Москве прекрасной прогулочной набережной так и не сбылась.

Мария Фадеева. НОВИЧОК СРЕДИ ВЕЛЬМОЖ. Комплекс на Пречистенской набережной должен был вписаться в окружающую среду, но он слишком непохож на «соседей». «Ведомости-Пятница», № 5 (140), 13 февраля 2009
http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2009/02/13/14380

Дарья Фоменко:

До конца этого года должен сдаться многофункциональный комплекс класса de luxe «Баркли Плаза». Находящиеся в нем апартаменты не поступят в продажу, а будут сдаваться в аренду. Компания «Баркли» пока не называет арендные ставки, но очевидно, что это будет одно из самых дорогих предложений на московском арендном рынке
Комплекс «Баркли Плаза» расположен на Пречистенской набережной в 1,5 км от Кремля, в непосредственной близости от храма Христа Спасителя, Остоженки, Крымского моста. Он состоит из пяти односекционных зданий с переменной этажностью – пять, шесть и семь этажей, которые расположены на двухуровневой платформе.
Объект уникален тем, что в одном здании размещаются бизнес-центр класса «A» и доходный дом с роскошными апартаментами. В комплексе предусмотрены все необходимые элементы инфраструктуры, включая комфортабельную подземную автостоянку, рестораны, бутиковую зону, озелененные наземные и надземные дворики.
«Баркли Плаза» обещает стать украшением набережной Москвы-реки благодаря стильному архитектурному решению, безупречным линиям фасадов и панорамному остеклению. Здание особняка построено в полном соответствии с последними тенденциями мирового домостроения с использованием самых современных и надежных импортных материалов.
На стоимость аренды прежде всего повлияют два фактора – то, что сходных предложений в Москве пока нет, и местоположение объекта. Из окон «Баркли Плаза» открываются великолепные виды на исторический центр Москвы и Москву-реку, памятник Петру I и храм Христа Спасителя. Сегодня «Золотая миля» по престижности жилья не уступает Белгравии в Лондоне и Манхэттену в Нью-Йорке.

Дарья Фоменко. «БАРКЛИ ПЛАЗА» ГОТОВИТСЯ СДАВАТЬСЯ. «Коммерсантъ-Дом», 21 февраля 2007
http://agency.archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=3558

ваше мнение

alexsnder | 5427 дн. 19 ч. назад
Замечательная, внимательно взвешенная, тонко продуманная и умело прорисованная работа,профессиональная кульрура и такт заметны во всем. Возможно этот дом не есть новое слово в европейской архитектуре, а только его эхо,но это эхо человеческой речи на фоне крикливого косноязычия и стриптиза профессиональной беспомощьности всякого рода "концептуалов". Авторы не занимаются выковыриванием некой пресловутой российской "изюминки" из рыхлого мякиша безыдейности, не возводят монумента собственной гениальности, всего лишь элегантно и мастерски решают профессиональную задачу. Хочется надеяться на то, что появление аналогичных островков гармонии и покоя если и не улучшит,значительно, общей картины города, но возможно послужит наглядным пособием, для некоторых молодых неиспорченных дарований, дополняя ряд архитектурных образцов работы мастеров прошлых поколений. Возможно коммментарии покажутся нескромными и относятся к постройке великого архитектурного гуру Москвы масштаба Ле.К и т.п.,прошу простить мою серость, не знаю коньюктуры Москвы, да она мне и не интересна, комментарий пешехода по интернету. Приятно что есть за кого отдать свой голос, хотя к сожалению дом вне всякой конкуренции на фоне "УХО-ГОРЛО-НОС" и сальдо архитекурной деятельности по двум ведущим городам стрины удручает. (субъективно)
Александр
Маруся | 5433 дн. 12 ч. назад
Добротная архитектура, хорошо разведены функциональные зоны, чистая объемно-пространственная композиция. Ну прямо так все ладно, так хорошо, что аж скулы сводит. Бантика не хватает. В этом смысле его Даниловский форт мне больше по сердцу.
Генадий | 5437 дн. 15 ч. назад
Был на объекте - на самом деле очень качественная реализация.
Алексей Иванов | 5439 дн. 17 ч. назад
Если бы не было написано кто автор3, я бы подумал , что это Сергей Чобан! Он привез сюда немецкую архитектуру, но параллельно с привозом, ее эксплуатирует
в чистом виде и Скуратов! Обычная немецкая качественая архитектура, новизной прокатывающася по затхлой испорченной архитектурной среде Мск, испорченной Лужковым и Кузьминым.
Вполне лояльный некичливый интересный дом. Думаю, если бы Мск была застроена такими, она была бы более визуально ненапряженной и чистой. Дом не тянет на себя,
этим и не напрягает!
Андрей А. | 5426 дн. 19 ч. назад
"Самое большое значение имеет достигнутый результат, в сравнении с тем, что было изображено в проекте"
Жан Нувель, архитектор
Перейти к обсуждению на форуме >>