Многофункциональный комплекс «Фьюжн-парк»
Проектная организация: Резерв
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение



























Адрес: ул. Малая Трубецкая, вл. 1
Архитекторы: Владимир Плоткин, Сергей Успенский, Вадим Кацапов, Елена Филипчева, Сергей Поспелов, Сергей Сенкевич,  Ольга Цалова, Наталия Толмачева, Антон Чалов, Елена Зотова, Людмила Шаталова, Татьяна.Сигачева
Конструкторы: Виктор Андреев, Лев Аншин, Александр Набатников
Главный инженер: Владимир Серебреников
Инвестор: ЗАО «Интеко»
Заказчик: ОАО «Москапстрой», ЗАО «ГД Центр»
Генподрядчик: ООО «Строительная компания Стратегия»
Площадь застройки: 3,2 га
Общая площадь пяти корпусов: 94.100 кв.м 
Проектирование: 2005 - 2006    
Строительство: 2007 - 2008      

наше мнение

Несмотря на то, что «эклектика» в переводе означает «умный выбор», слово давно стало ругательным. Слово «фьюжн» означает просто «смешение» и пока еще ласкает уши гастрономов, меломанов, метросексуалов – все тех, кому надоело быть «стильными». «Фьюжн» оправдывает и объясняет всё – любую взвесь, любую помесь. Тем парадоксальнее, что комплекс с таким названием выстроил самый стильный архитектор России.

Впрочем, название имеет отношение лишь к программе – соединившей три функции: жилую, офисную и культурную. Конкурентам такой набор кажется «минусом» (офисы дурно влияют на жилье), застройщику – главной «фишкой» проекта, но на самом деле функции эти вовсе не смешаны (что действительно часто бывает в Москве и портит жизнь всем), а жестко разведены планировкою. А вот по внешнему виду жилые корпуса вполне можно принять за офисные (а равно и за больничку). А про офисные подумать, что это все – музей ретроавтомобилей (хотя он занимает лишь крайний блок).

Последние искренне радуют. Они плывут над забором парка Мандельштама, как мебель в наводнение. Своим почти домашним масштабом и отделкою «под дерево» действительно напоминая чешский гарнитур, под которым законным ковром расстилаются сразу три тротуара. Приступ ностальгии перечеркивает модернистская тектоника: консольные выступы грозно нависают над стеклянными «уголками», под которыми и вовсе пустота.

С кубиками офисов эффектно контрастируют жилые корпуса – сами по себе предельно сдержанные (а фасад по Малой Трубецкой – даже запредельно), но имеющие живописность в постановке. Высота их нарастает уступами ко двору, к улице же они выдвигаются почти конструктивистскими шеренгами. Только вместо сурового ленточного остекления – фирменный сбой ритма в оконной сетке. А легкий отворот корпусов от оси улицы – «привет» великолепному фасаду Государственного архива РФ (бывший ЦГАОР) по Малой Пироговской. Который для своей эпохи тоже был «фьюжном» - сталинская монументальность соединилась в нем с эффектом театральных задников.

Николай Малинин 

мнение архитектора

РЕШЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА

Участок площадью 3,2 га для размещения административно-жилого комплекса находится в квартале 464 района «Хамовники» Центрального административного округа г. Москвы. Участок ограничен с юго-запада Малой Трубецкой ул., с юго-востока - улицей Усачева, с северо-запада - Малой Пироговской улицей, с северо-востока – улицей Хользунова и территорией Академии тонкой химии и территорией Медицинского института.
В предполагаемых границах участка размещаются жилой корпус А, встроенно-пристроенный к нему корпус Б с помещениями фитнес-центра, два офисных здания (корпуса В и Г) и городской музей ретроавтомобилей (корпус Д), встроенно-пристроенный к офисному зданию (корпус Г). Территория  участка разделена на  функциональные зоны: участок жилой застройки (вокруг корпуса А) и  участки общественно-делового назначения (корпус В и корпуса Г-Д). Проектом предусматривается  комплексное благоустройство территории комплекса, в том числе с устройством крышного и террасного озеленения кровель.
  
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ
  
Корпус А    
Объемно-пространственное решение данного корпуса обусловлено конфигурацией участка, условиями инсоляции и освещенности самого корпуса и окружающей существующей застройки. Жилой корпус А состоит из четырех объемов различной этажности от 5 до  11-ти этажей, с первым нежилым этажом и встроенной подземной автостоянкой на 367 м/мест. Корпус состоит из 10 секций разной этажности и с разным набором квартир. На первом этаже размещены входные группы в жилую часть корпуса, арендуемые помещения со свободной планировкой, помещения фитнес-центра.
Корпус Б
Одноэтажное встроенно-пристроенное здание к корпусу А располагается вдоль ул. Малая Пироговская в ряду существующей застройки и торца корпуса А, сохраняя  фронт улицы. В корпусе размещены часть помещений фитнес-центра, а именно помещения плавательного бассейна и бани-сауны.
Корпус В
5-ти этажное офисное здание с помещениями кафе с обеденным залом  на 50 посадочных мест в уровне 1-го этажа и встроенно-пристроенной подземной  автостоянкой  на 50 машино-мест.
Корпус Г
Офисное здание переменной этажности 1, 5 и 6 эт. располагается вдоль ул. Усачева.
Пятиэтажные объемы корпуса Г стоят перпендикулярно улице Усачева и примыкают к 6-ти этажному объему, стоящему параллельно улице Усачева. Такая организация объема офисного здания позволяет получить наибольшее количество освещенных площадей офисов и сориентировать их на парковую зону. На первом этаже размещается кафе с залом на 100 посадочных мест.
Корпус Д
Двух-шести этажный объем музея ретроавтомобилей (корпус Д) встроен- пристроен к корпусу Г и расположен у пересечения улицы Усачева и переулка Хользунова.
Основной экспозиционный объем представляет собой высокий цокольный этаж (средняя планировочная отметка выше уровня земли) и состоит из нескольких уровней (антресолей) с двухсветным пространством.
Сложная внутренняя организация выставочных пространств обусловлена  тематикой экспозиции  и стремлением эффектно организовать пространство.
На втором этаже располагаются помещения спорт-клуба с рестораном на 88 посадочных мест. 

Справка о здании на сайте Агентства архитектурных новостей:
http://www.archi.ru/agency/object_current.html?id=580 

мнение критики

Мария Фадеева:

Еще недавно по вечерам вся улица Усачева была заставлена троллейбусами, которые не помещались в депо. Теперь же вдоль улицы выстроились невысокие аккуратные домики с широченными окнами. На углу с переулком Хользунова их фасады набраны из навесных панелей «под дерево», ближе к Трубецкой улице в отделке появляется белый цвет. На месте краснокирпичного дореволюционного депо красуется «Фьюжн парк» — комплекс, включающий жилые и офисные здания (это и обозначено сменой цвета).
О прошлом напоминает «Автовилль» — входящий в состав «парка» музей уникальных автомобилей из частных коллекций. Архитекторы ТПО «Резерв» спроектировали почти целый квартал, глядя на который, забываешь, что находишься в Москве. Лишь здание эпохи классицизма в углу (педагогический университет) и еще один небольшой старинный домик на противоположной стороне не дают окончательно запутаться. Фасады расчерчены очередной версией фирменной «сетки» руководителя ТПО Владимира Плоткина. Она отражает последние архитектурные веяния: благодаря современным фасадным технологиям уже не обязательно ставить окно под окном, а можно играть с их ритмом, создавать многообразие квартирных планировок. В свою очередь, в форме офисных зданий видна борьба между необходимостью запроектировать побольше квадратных метров и гуманным желанием обеспечить их достаточным количеством естественного света — отсюда большие остекленные поверхности и отступы от линии улицы на первом-втором этажах.
Подходя к комплексу, представляешь себе камерный кампус, а оказавшись во дворе, обнаруживаешь здания высотой до 11 этажей. Такая уловка возможна благодаря ступенчатому силуэту всех корпусов. Кроме того, все офисные окна высотой в 2 этажа — этого сразу и не заметишь. А еще сначала кажется, что перед тобой много отдельно стоящих домиков, но на самом деле зданий всего два, просто их планы похожи на гребенку, «зубья» которой перпендикулярны улице. Почти половина жилой части комплекса «поставлена на ноги» — под зданиями можно проходить. Портит картину лишь забор с калитками «только для своих». Впрочем, учитывая наличие в комплексе фитнес-центра, можно надеяться, что, когда здания обживут, доступ за забор откроют ради коммерческой выгоды.

Мария Фадеева. УЛОВКА СО СТУПЕНЬКАМИ. В Хамовниках вырос «Фьюжн парк» — целый квартал с жильем, офисами и даже музеем. «Ведомости», № 37 (124), 10 октября 2008 
http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2008/10/10/13760

Александра Рудык:

Улица Усачева долгое время была знаменита прежде всего своими троллейбусами — в скромное дореволюционное депо они не помещались и поэтому толпились у входа, превратившись в местную достопримечательность. Теперь их там нет — зато есть красные лондонские «рутмастеры» и аккуратные, облицованные деревом домики. Домики на месте старого депо построил архитектор Плоткин для комплекса «Фьюжн-парк», состоящего из офисной, рабочей и музейной зон; зоны зрительно разделены цветами, материалом и высотностью. На самом деле все эти небольшие сооружения — единое здание сложной зубчатой формы с расположившимися внутри офисами и музеем ретроавтомобилей «Автовиль». Жилой же корпус — строение белого цвета, примечательное объемами разной высоты и узорчатой сеткой окон

МНЕНИЕ
Наталья Алексеева, директор по развитию консалтингового агентства в области архитектуры P-Arch:
«Фьюжн-парк» — самый свежий пример рафинированного плоткинского модернизма. Чистая, цивилизованная территория — и по архитектуре, и по исполнению. Особенно хороши сдвинутые S-образной цепочкой балконы в жилой части комплекса. Да и офисные корпуса благодаря укрупненным формам и деревянной облицовке смотрятся весьма представительно»

Александра Рудык. ФЬЮЖН-ПАРК. «Афиша. Все развлечения Москвы», № 236, 3 ноября 2008
http://www.afisha.ru/article/4560/


Юлия Тарабарина:

История развития проекта «Фьюжн-парка» представляется хорошим примером зависимости архитектуры от идеи. Вначале смысловым центром был музей, а темой – смешение форм. Затем, после того как музейный корпус был спрятан в теле здания, образ комплекса изменился: на смену «фьюжну» пришло противопоставление двух начал в двух соседних зданиях. Одно воплощает «тему жилья», второе «тему работы».
Многофункциональный комплекс «Фьюжн-парк», завершенный в прошедшем 2008 году – уже достаточно хорошо известен. О нем несколько раз писали (как во время строительства, так и сразу после его окончания), а осенью в рамках «Дней архитектуры» состоялась экскурсия по этому – совершенно новому – произведению архитектора Владимира Плоткина. Которому, как мы знаем, удается успешно строить модернистские здания даже в центре города. Прошедший год, кстати говоря, можно считать «урожайным» – мало кто из известных московских архитекторов завершил столько построек в этот суетный предкризисный год. У Владимира Плоткина их целых три: Арбитраж на Селезневской улице, Налоговая на Земляном валу – и Фьюжн парк в Хамовниках.
На мой взгляд, одна из любопытных особенностей архитектуры этого комплекса заключается в том, что парк тут есть (и даже хороший, парк Трубецких или им. Мандельштама), а вот фьюжна (fusion, лат.-англ.: слияние, смешение) – нет. Конечно же, смешно ждать от архитектуры соответствия риелторскому названию, такое случается нечасто. И все-таки: во-первых, фьюжн такое стильное слово, что прямо напрашивается под него подстроиться. А во-вторых (и это самое любопытное) – в проектах-то «фьюжн» был.
Многофункциональный комплекс состоит из трех частей: жилого дома, занявшего два из трех гектаров территории (для центра это очень много); офисов, вытянувшихся «в струнку» вдоль парка и улицы Усачева, и музея ретро-автомобилей. С функциями современные архитекторы поступают, как правило, двумя противоположными способами. Либо смешивают их внутри здания «внарезку» (особенно это характерно для башен), так, что, к примеру, на 5-м этаже офисы, на 15-м жилье, а на 20-м гостиница. Либо – разделяют функции по отдельным корпусам. Бывают и гибридные варианты («нарезная» башня плюс корпуса и т.п.). В данном случае – вначале был вариант номер два, разделенный на объемы, а затем офисная часть поглотила музей так, что его стало снаружи не видно – и получилось скорее гибридное распределение. Почему об этом надо говорить – потому, что мне кажется, это изменение решительным образом сказалось на архитектурном образе комплекса.
В тех ранних проектах, где музей был снаружи отчетливо виден, он был похож на прозрачный дирижабль, приземлившийся на крышу офисов, с красным экспозиционным пандусом внутри. Машины, как на витрине, было бы видно снаружи – но немного, на отдалении. Так, чтобы обозначать предмет, увидеть который можно только зайдя внутрь. Музей таким образом был не только смысловой, но и главной архитектурной фишкой, большой абстрактной скульптурой на постаменте.
Человек с воображением мог бы также увидеть в овале музейного здания форму, подобную сплюснутому ядру кометы. В таком случае два остальных корпуса можно было бы понять как «хвост» небесного тела. Получалось геометризированно, но похоже, а главное – эта тема прекрасно оправдывала пластику «фьюжна»-смешения. Офисный корпус оказывался в центральной части – там, где газовому шлейфу кометы полагается быть разреженным. Соответственно, и пластика в нем тонкая, легкая, почти эфемерная. Жилое здание располагалось в окончании воображаемого «хвоста» – там, где шлейф разогревается, прежде чем иссякнуть – ее фасады были более брутальны и тема «фьюжна» звучала тут напряженным завершающим аккордом.
А потом музей исчез из композиции. Он не ушел совсем, а остался и даже действует (хотя тяжеловатые интерьеры выставочных залов делали другие архитекторы) – но как архитектурная единица он ушел, слившись с офисным объемом. Вместе с ним исчез и сюжет, и как следствие здание стало другим. Вместо динамики смещения и опытов взаимопроникновения хаоса и порядка – возникло разделение на две части, каждая из которых обладает своим, очень определенным лицом. Как говорит сам автор, это два соседних здания, с разными темами, даже с разным масштабом.
Жилой дом состоит из белой клетчатой материи, оформившейся как тема в гигантском доме-«Аэробусе». Эти клетки со всей очевидностью ведут свое происхождение от модернистских многоэтажек, но существенно трансформируются – цвет светло-серый (на солнце белый), границы тонкие, сетка четкая. Хотя местами сквозь нее прорастают признаки прежнего «фьюжна»: какое-нибудь окно нет-нет да и уменьшится, выпадет из строя, простенок поменяет толщину или цвет на серый, а на месте лестничных клеток прочитываются зигзагообразности. Но таких мест немного, особенно по сравнению с проектом. Все упорядоченно, ясно и четко. Можно даже сказать, что эта белая сетка постепенно становится у Владимира Плоткина видовым признаком жилья, и следовательно она служит помимо прочего и для обозначения функции. Это вполне кристаллизовавшийся и уже узнаваемый образ дома. Композиция же жилых корпусов по сравнению с проектом почти не изменилась – в плане она похожа на двухсторонний гребень, с одним продольным корпусом и тремя поперечными. Последние спускаются ступеньками к парку Трубецких, но это скорее следствие согласовательных процедур, чем архитектурный замысел.
Офисная часть отдана массивной пластике простых форм. Она во многом противоположна дому-соседу: основной тон здесь темный, а не светлый, окна не клетчатые, а ленточные, и масштаб крупнее: окна объединяют по два этажа. Архитектура теряет легкость, присущую жилому зданию, и проникается лаконичной многозначительностью. Но прежде всего, конечно, эта простота и это укрупнение отсылают нас к главному источнику – русскому авангарду. Не знаю, думал ли автор о классиках архитектурного модернизма, но если бы они могли распоряжаться современными материалами – наверное, они могли бы строить что-то подобное.
Главный, выходящий на улицу фасад офисного корпуса образован четырьмя одинаковыми Г-образными выступами. Их крупные 5-этажные объемы с огромными угловыми консолями вызывающе просты. Каждый, если приглядеться, похож не столько даже на букву «Г», сколько, за счет рисунка простенков на «Р» или даже на ‘S’ – словом, какую-то букву, брутальную как у Маяковского, но к тому же еще и огромную, зашифрованную в здании. Когда же они выстраиваются в ряд – то возникают устойчивые аллюзии на то, что мы все могли наблюдать в 1970-е на проспекте Калинина, когда из светящихся окон домов-книжек выкладывались надписи типа «СССР» и «КПСС». Странные были надписи, но ведь стали одним из ярких застойных воспоминаний. Значит, эффект налицо. Разумеется, подозревать автора в зашифровывании надписей было бы более чем глупо. Здесь скорее присутствует родственный прием: цельная форма, оригинальная и оттого заметная, усиленная масштабом и повторением – все вместе заставляет наблюдателя подозревать, что может быть, она говорящая. Ан нет, ничуть не бывало – никаких монограмм, одно чистое искусство.
У этого офисного здания еще несколько секретов-особенностей. Например, фотограф Юрий Пальмин открыл в нем тот же эффект перспективы в зеркале оконных отражений, что и в здании Налоговой на Земляном. Но там была одна «псевдо-улица», а здесь их четыре по числу уступов. Надо ли говорить, что это придает зданию глубину, усложняет восприятие и намекает на некое зазеркалье. Впрочем, мир отражений – один из любимых героев архитектуры Владимира Плоткина.
Благодаря мини-улочкам, половина из которых реальна, а вторая зеркальна, автору удалось побороть одну из неприятных проблем современных зданий в центре города – проблему крытой галереи. Обычно в Москве не получается улицы Риволи, а возникает нечто темное и сырое, такое, что пешеходы стараются его обходить даже по проезжей части. Здесь же ничуть не бывало. Мелкие столбики уступили место массивным глухим панелям, на которые опираются те самые выступы-«буквы». Казалось бы, будет мрачно. Но внутренняя стенка целиком светится. Кроме того, «галерея» разорвана поперечными «улочками», что добавляет ей света и пространства.
Итак, после того, как спрятали музей, комплекс стал другим – сменил тему, сосредоточившись вместо смешения на разделении. Две части даже до некоторой степени противопоставлены друг другу: светлое – темному, высокое (сравнительно) – протяженному, мелко-сетчатое – крупному скульптурному. Как инь и янь, или же как домашний отдых – рабочему ритму. Так в процессе развития проекта «фьюжн» уступил место своей противоположности. Интересно, насколько при этом чуткой оказалась реакция автора на изменения в структуре комплекса – план был сохранен, а итоговый образ радикально изменился.

Юлия Тарабарина. СМЕШЕНИЕ / РАЗДЕЛЕНИЕ. Агентство архитектурных новостей, 16 марта 2009
http://agency.archi.ru/news_current.html?nid=15040


Мария Фадеева:

Концепцию поквартальной застройки столичных властей пытаются реализовывать многие девелоперы. Но удачливее всех в этом плане пока компания «Интеко». Они уже построили огромный комплекс «Шуваловский» на юго-западе Москвы, в северо-западном округе ими почти освоена территория Ходынского поля, а теперь девелопер возвел целый квартал и поближе к центру - у метро «Фрунзенская». Последний проект, хоть и не самый крупный в этом ряду, но из всех перечисленных, пожалуй, наиболее эстетский. В нем, наконец, удалось совместить современный внешний вид, с современным же градостроительным подходом. И это все, не смотря на соседство со зданиями Клейна, казармами 18-го века и близость многих других исторических памятников.
«Фьюжн-парк», спроектированный здесь ТПО «Резерв» - первая ласточка программы «Интеко-парки». «Это комплексы зданий, объединенные единой концепцией, управлением и территорией, с уникальной собственной инфраструктурой», - так описывается программа на сайте заказчика. В данном случае речь идет о совмещении жилого и офисного блока, в которые встроены помещения Московского городского музея ретро-автомобилей, фитнес-центра, кафе и ресторанов.
Определение парк, хоть и не несет за собой в данном случае ландшафтной семантики – очень подходящее именно для этой части Хамовников, где долгое время были только усадьбы с обширными садами. Комплекс занял большую часть квартала между переулком Хользунова и улицами Усачева, Трубецкой и Малой Пироговской, прямо напротив входа в оставшийся от былых времен парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках». Он огибает здания Педагогического и Медицинского институтов, при этом в узкой части, между Усачева и институтами, расположена офисная часть, основной же квадрат занимает более крупный блок жилья.
С конца 19-го века здесь размещалось трамвайное депо, в советское время не очень удачно перепрофилированное под троллейбусный, кстати, тоже парк. От старой постройки даже думали оставить стену в одном из жилых дворов, но не сложилось. Тем не менее, напоминанием об истории площадки можно считать музей. Особенно учитывая, что сейчас вокруг него стоят двухэтажные лондонские автобусы, а еще не давно вечером здесь было не протолкнуться от троллейбусов, не помещавшихся внутрь гаражей. Авторы специально предусмотрели большую площадку перед музеем, дабы экспозиция могла выйти в город. Это вдвойне удачно, в свете того, что спроектировать внешне необычное сооружение, которое могло бы издалека привлекать посетителей, не удалось. Дело в том, что в процессе заказчик засомневался, появится ли тут культурная институция, и попросил сделать такое здание, которое легко будет присоединить к административной части комплекса. Теперь его выделяет лишь то, что он на 2 этажа ниже офисов.
Впрочем, и самому офисному блоку, слившемуся с музеем не отказать в притягательности. Его фасадные панели под дерево одновременно поддерживают прошлую природную тему района, напоминают о недалеко расположенной отсюда Погодинской избе и в сочетании с двухэтажнывми витражами скрадывают масштаб.
Не смотря на большую площадь ,корпус воспринимаешь не как огромное здание, а как объекты дизайна, своеобразную мебель. Не она ли так уместна в парке? При чем это сдержанный элегантный скандинавский дизайн, без рюшечек, но с интересной композицией и эффектными консолями (8м). Здесь игра с контрастом «дерева» и прозрачного стекла подчеркивает конструкцию, давая ощущение устойчивости, но не массивности. Смотришь на эти офисы и думаешь, что тут должны работать обстоятельные, уверенные в себе, но открытые миру люди. Такие не будут прятаться в офисе от жизни, как в крепости, и пылиться вместе с собственными бумагами, а пойдут вечером гулять через парк к соседнему кинотеатру, смотреть хорошее кино. И сделают это с подобающим их костюмам, галстукам и зарплатой достоинством.
За то, что архитекторам удалось избежать принятого в нынешнем московском строительстве гигантизма стоит поблагодарить и законодательство. Нахождение в исторической части города, ограничивало аппетиты заказчика. Закон дал авторам большую свободу, что случается, не так часто, и фасадная композиция обрела многоплановость. Жилье получило ступенчатый силуэт, уходящий вглубь, не став стеной для посетителей парка. Идущие от Комсомольского проспекта по переулку Хользунова не были лишены вида на клейновскую ротонду педагогического института. В свою очередь длинная часть офисного корпуса, стоящая вдоль улицы Усачева заглублена относительно красной линии. Этим «брандмауэром» офисы отгораживаются от анатомического театра, а соответственно и морга медицинского института. С их стороны в здании только узкие окошки-бойницы и в основном расположены коридоры да подсобные помещения. К улице же выступают 3 эркера шириной по16 метров, создавая ощущение, что тут сразу несколько домов, как и положено на нормальной городской улице. Такой же размеренной как противоположная малая Пироговская, где остались старые дома, и новостройка лишь отрывочно появляется между ними. Заданный эркерами ритм продолжается и в жилой части, корпуса которой стоят торцами к улице, правда, под несколько иным углом.
Издалека эти белые дома легко принять за продолжение вовсе не офисной части, а конструктивистского рабочего поселка, находящегося тут же на Усачевке. И это еще одна задумка архитекторов – создать настоящий фьюжн, смесь разного, чтобы по прошествии времени горожане уже не могли угадать, один ли архитектор проектировал квартал, единовременно ли. Даже оси координат жилья повернули относительно офисных, выбрав за ориентир на этот раз Трубецкую улицу. Пока тут, конечно, стоит общая ограда красноречиво говорящий, по крайней мере, о том, что у квартала один девелопер, но заборы – вещь куда более временная, чем здания. Тем более, что сама по себе структура квартала проницаема – в корпусах, разделивших участок на три двора предусмотрено множество арок. Даже сейчас квартал просматривается насквозь.

Мария Фадеева. ПАРКВАРТАЛ. Новый квартал в усадебном районе. «Архитектурный вестник», 2009, № 1 (106)
http://archvestnik.ru

Ольга Божко:

В административно-жилом комплексе «Фьюжн-парк» есть корпус, куда в отличие от офисной и жилой части есть повод зайти каждому. В корпусе D, выходящем на улицу Усачева, расположен музей «Автовилль» - первый в Москве музей уникальных автомобилей из частных коллекций. Почти все экспонаты музея имеют приставку «ретро», но часть их – суперсовременные концепт-кары. Примечательно, что все автомобили  - а их около шести десятков – в рабочем состоянии.
Идея музея была заложена в план комплекса на Малой Трубецкой изначально: такому мегаполису, как Москва, подобный музей, конечно, показан. До нынешней осени ретро-автомобили можно было увидеть только на шоу «Автоэкзотика» и ретро-ралли вокруг Кремля. Случаются эти заезды не так часто, да и ко времени старта не всегда подгадаешь. Здесь же постоянная экспозиция, которую к тому же планируется периодически обновлять: как в любом солидном музее, есть запасники.
Общая площадь «Автовилля» составляет около 2 тысяч квадратных метров. Пространство поделено на несколько секторов, где представлены разные периоды из истории автомобиля. Выделены следующие эпохи: начало ХХ века, 1920-30-ые годы, 1940-ые годы, 1950-60-ые годы, 1970-ые годы, 1980-90-ые годы, современность. В каждом находятся автомобили соответствующего года выпуска. Часть выставки посвящена футуристическим образцам и автомобилям, участвовавшим в легендарной гонке Miglia Mile, а также в ралли «Транссибирь-2008». Некоторые экспонаты музея существуют в единственном экземпляре. Организаторы особенно гордятся автомобилем Mercedes 540 K 1936 года выпуска и надеются, что скоро коллекцию пополнит старый автомобиль Владимира Путина.
В музее множество фотоколлажей и видеоинсталляций; есть фотовыставка «Известные люди и их автомобили», где Одри Хепберн, Мерилин Монро, Хемфри Богарт и другие звездные персонажи изображены на фоне их любимых автомобилей. Отметим широкое использование мультимедиа, что важно для подобного рода музея. При музее планируется создание клуба «Автовилль» для коллекционеров ретро-автомобилей: он предоставит возможности для восстановления, сохранения и демонстрации автораритетов. Предполагается, что клуб будет взаимодействовать с аналогичными организациями в России и за рубежом, а также участвовать в выставках и ралли ретро-автомобилей. При музее придумана служба «Ретро-такси», в чьи услуги входит прокат некоторых экспонатов. А сервисная служба по технической поддержке ретро-автомобилей называется «автомобильное SPA Senior» и предназначена для автомобилей категории «кому за 40».
Фасад музея встраивается в ритмический ряд соседних офисных корпусов. Помимо концептуальных для сохранения единого облика этой части «Фьюжн-парка» были конкретные причины: еще на стадии разработки проекта обсуждалась мысль о возможном переносе места  для музея. Потому музейный корпус делался с расчетом на то, чтобы в случае переезда «Автовилля» эти площади можно было задействовать другим образом.
Однако не бойтесь спутать музей с остальными корпусами: у его входа стоят двухэтажные красные автобусы с броскими плакатами, зазывающие прохожих. По этим автобусам лучше всего ориентироваться днем: окна музея отражают дневной свет, бликуют, и заметить экспозицию с улицы вряд ли удастся. Зато в вечернее время интерьеры музея хорошо просматриваются.
Выставочные площади максимально открытые. Владимир Плоткин отметил, что главной задачей было создание пространства, доступного взгляду с любой точки. Дневной свет, проникающий на все уровни музея (даже в подземные), должен эффектно подчеркивать каждый из экспонатов. С точки зрения освещения экспозиции все лаконично и функционально. Визуально пространство разделяют только колонны – перегородки отсутствуют. По замечанию архитектора, именно такого типа открытая экспозиция характерна для многих музеев автомобилей.
В первоначальном проекте оригинальным ходом были перекидные мостики, с которых можно было оглядеть почти весь музей, а также лестница в виде своеобразного дерева. Эта лестница должна была просматриваться с улицы и являться сильным акцентом в интерьере. Однако в конечном итоге музею придали вид куда более традиционный (на этом настояли заказчики). Исчезла также запланированная архитекторами детская игровая комната, уместная в любом музее, куда люди приходят всей семьей. Нет, к сожалению, и магазинчика с сувенирами и моделями автомобилей, которые приятно принести домой. Зато в «Автовилле» предусмотрена библиотека. Возможно, вскоре часть музея несколько видоизменится: грузовой лифт заменят на пандусы, чтобы экспонаты было легче доставлять к месту экспозиции.

Ольга Божко. МУЗЕЙ УНИКАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ «АВТОВИЛЛЬ». «Архитектурный вестник», 2009, № 1 (106)
http://archvestnik.ru

«Фьюжн_парк» - пример нового подхода к организации городской инфраструктуры, его концепция разработана компанией «Интеко». В рамках первых Дней архитектуры в Москве, экскурсию по пяти корпусам комплекса провел 14 октября архитектор, автор проекта Владимир Плоткин (ТПО «Резерв»). Участники смогли посмотреть как жилую часть, решенную в строгом современном стиле, так и офисные блоки, отделанные панелями под дерево. После завершения архитектурной части экскурсии участники побывали в музее уникальных автомобилей из частных коллекций «Автовилль», расположенном в «деревянной» части. Двухэтажный музей площадью 2000 метров стал местом экспонирования множества автораритетов. Предлагаем репортаж с экскурсии.

ЭКСКУРСИЯ В КОМПЛЕКС «ФЬЮЖН_ПАРК»: ДОЖДЬ НЕ ПОМЕШАЛ
Отчет об экскурсии во «Фьюжн-парк» в рамках первых Дней архитектуры в Москве, организованной проектом «Свобода доступа»
http://archidays.ru/?p=532#more-532

Глеб Перов:

Среди немногочисленных сданных в эксплуатацию комплексов, которые отличают уникальные архитектурные решения, — многофункциональный комплекс «Фьюжн-парк» на улице Усачева. Английское слово fusion (в переводе – «смешение») в названии МФК появилось неслучайно: здесь необычный коктейль образуют не только функции (жилье, офисы, музей ретро-автомобилей), но и архитектурные решения каждой из частей комплекса. Преобладает здесь, конечно, современный стиль: тема неоконструктивизма разыграна в геометрическом решении силуэта (дом в плане напоминает гребенку, многочисленные уступы которой создают сложную перспективу), в масштабном остеклении (окна офисов, в частности, сделаны в 2 этажа, что визуально скрадывает истинную высоту корпусов), наличии внушительных арок для прохода с улицы во внутренние дворы комплекса. Композиционно-пространственный парадокс «Фьюжн-парка» заключается в том, что в состав комплекса входит пять корпусов, хотя на самом деле строений здесь всего два.

Глеб Перов. ГОД В СТИЛЕ ФЬЮЖН. «Собственник», 19 января 2009
http://sob.ru/issue-24-3341.html


Андрей Воскресенский:

Fusion по-английски означает "смесь". "Фьюжн Парк" – проект, недавно запущенный компанией "Интеко",– не только новое предложение на рынке, но и действительно смешение принятых в недвижимости стереотипов, а точнее сказать, смещение. Еще точнее – попытка такого смещения. Элитный дом на две с лишним сотни квартир за пределами Садового кольца – это действительно звучит необычно. Оправданно ли? На этот вопрос и постарался ответить наш обозреватель.
Я всегда жалею маленьких детей и больших собак, которые гуляют по узким бульварам центра Москвы среди чахлых деревьев и стриженых газонов. Близость к центру и хотя бы кусочек живой природы – редкое для столицы сочетание и едва ли не более ценное, чем вид на Кремль или Москву-реку. Об этом невольно задумываешься, когда идешь от метро "Фрунзенская" через парк "Усадьба Трубецких" (он же – парк Мандельштама). Это облагороженный городской парк, в котором запрещено не только пить пиво, но даже курить. При этом в нем достаточно места, чтобы прогуляться с ребенком, есть и просторная площадка для выгула собак. Да что там собак – есть даже огороженная площадка для верховой езды. И это в полукилометре от Садового кольца.
На таком же расстоянии от кольца, но только с внутренней стороны, находится элитнейший район, названный риэлтерами "золотой милей". Пытаюсь сравнивать – сравнение получается не в пользу "мили". Зелени там почти нет. Выезд – через вечно забитую Остоженку. В переулках две машины разъезжаются с трудом и не всегда. А еще там очевидный дефицит продуктовых магазинов, в отличие от Хамовников. И все же эти разумные доводы легко опровергаются одним не слишком разумным: Остоженка уже стала центром московской престижности, а Хамовники – еще нет.
Итак, мы выходим из парка на улицу Усачева, миновав малоэтажный, выполненный в классическом стиле жилой комплекс "Усадьба Трубецких", и перед нами открывается широченная панорама строительства "Фьюжн Парка". Три с лишним гектара – огромная площадь для центра Москвы, где часто строят и на двух сотках. Правая сторона комплекса пока еще на "подземном" уровне, идут работы нулевого цикла. Левая уже выросла до первых жилых этажей. Фактически строится не дом, а целый квартал. Кстати, комплекс не полностью жилой – в нем будет и офисная часть, арендаторы которой пока не определены. Соседство с офисами, кто бы их ни арендовал, вряд ли можно причислить к плюсам жилого комплекса. Правда, одна часть здания, если и не офисная, то явно нежилая, не только является плюсом, но и очевидной фишкой проекта. В правой части "Фьюжн Парка" разместится музей ретро-автомобилей. Посмотреть на модели 30-60-х годов смогут все желающие, а вот взять в аренду ретромобиль и прокатиться по улицам – только жильцы комплекса. Прецедентов такого рода в Москве я не припоминаю.
Что касается современных автомобилей, то для них предусмотрено 360 машиномест на подземной стоянке – при том что в комплексе будет 236 квартир, а часть машиномест наверняка отойдет арендаторам офисных помещений. Получается меньше, чем полтора машиноместа на квартиру. Это неплохое соотношение для центра города, где часто нет возможности разместить и такое количество автомобилей. Это практически стандарт для бизнес-класса. Но для комплекса, позиционирующегося как элитный, при этом все-таки за пределами Садового кольца и на трех с лишним гектарах застройки, пожалуй что, маловато. Все-таки застройщикам стоило бы дотянуть до двух машин на семью. Кстати, никаких гостевых автомест на территории внутреннего двора не предусмотрено. Что можно считать скорее плюсом: на территорию двора въезд машин (кроме спецтранспорта) будет запрещен.
Теперь об архитектурном облике "Фьюжн Парка". Пока о нем можно судить лишь по виртуальным макетам, но этого достаточно, чтобы понять: стиль жилого комплекса – агрессивный хай-тек. Прямоугольные корпуса, расположенные каскадом, напоминают какой-то агрегат, непонятно каким образом оказавшийся посреди застройки начала прошлого века (прямо по соседству – вполне классическое здание Медицинской академии). Понятно, что стиль fusion предполагает вольное обращение с окружением, и нередко это выглядит эффектно. Если бы не одно "но". "Фьюжн Парк" наверняка станет доминантой микрорайона – уже потому, что достигнет 11 этажей в высоту. И после этого старинные Хамовники изменятся до неузнаваемости. Один из главных своих плюсов – расположение внутри района исторической застройки – "Фьюжн Парк" может сам же и свести на нет. Конечно, судить об этом пока рано. Стоит, однако, напомнить, что предыдущий проект "Интеко" жилой комплекс "Шуваловский" своим успехом едва ли не в первую очередь обязан умелому встраиванию в окружающую "университетскую" застройку.
Социальная инфраструктура в комплексе включает все то, что необходимо иметь "под рукой": фитнес-центр с бассейном, зоной аквафитнеса и SPA-центром. Планируется также организовать клуб детского творчества. Отсутствие торговых предприятий на территории вполне оправданно: в этом районе торговая сеть развита значительно лучше, чем, к примеру, вокруг Остоженки. Цены во "Фьюжн Парке" – от $8200 до $17 500 за 1 кв. м – вполне соответствуют сложившемуся сейчас уровню элитного жилья. Причем разнятся цены в первую очередь из-за видовых характеристик квартир. Самые дорогие – те, из которых открываются виды на парк и центр города. Что касается большого количества квартир – его надо оценивать в первую очередь исходя из общей площади комплекса. Она достаточно велика, чтобы обитатели не чувствовали себя в муравейнике и вообще нечасто пересекались друг с другом. Таким образом, создатели "Фьюжн Парка" имеют все основания отнести его к элитному разряду. То, что исторический облик Хамовников будет смещен,– это уже совсем другой вопрос. 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА

Расположение поблизости как от центра, так и от парка
Большая площадь застройки
Транспортная доступность
Хорошая социальная инфраструктура
Особенность проекта – наличие музея ретромобилей

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА

Дисгармония с окружающей застройкой
Недостаточное количество машиномест
Наличие офисной части

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА

Кайдо Каарма, директор департамента элитной недвижимости компании "МИЭЛЬ-Недвижимость":

– Появление комплекса "Фьюжн Парк" на рынке образует новый сегмент элитной недвижимости. Это пример реализации новой концепции современного элитного жилья, объединяющей людей по интересам и социальному статусу. "Интеко" возводит элитный дом нового поколения в исторически уникальном месте: с XVII века в Хамовниках проживали ткачи, позднее – богатые дворяне и аристократы. Сегодня интерес к этому дому со стороны клиентов достаточно высок, это позволяет сделать прогноз, что 95% всех квартир будут распроданы уже до конца года.

Федор Литов, генеральный директор "Авеню-риэлти":

– "Фьюжн Парк" – проект, представляющий собой этакий "город в городе", уникальный комплекс, сочетающий возможность комфортной жизни, отдыха и ведения бизнеса с современной архитектурой и престижностью местоположения. Пожалуй, на сегодняшний день на рынке элитного жилья Москвы нет больше ни одного предложения, которое заслуживало бы подобной характеристики.

Алексей Сидоров, заместитель генерального директора "Калинка-риэлти":

– Фьюжн Парк" является одним из ярчайших проектов этого года. Тем более эта премьера заметна в современных условиях на рынке элитной недвижимости, когда новых объектов практически не выходит. Это комплекс высокого уровня, расположенный в экологически чистом районе с великолепно развитой инфраструктурой и хорошей транспортной доступностью.
 
Андрей Воскресенский. СМЕЩЕНИЕ СТИЛЕЙ. «Коммерсантъ-Дом», 9 ноября 2006
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=718906


Сегодня на фоне намечающейся стабилизации цен на рынке новостроек, элитная недвижимость в пределах третьего транспортного кольца продолжает дорожать ускоренными темпами. С начала продаж цена квартир в элитном жилом комплексе "Фьюжн_парк" в Хамовниках выросла на 30%. И, несмотря на это, никакого снижения спроса; более того, всего за месяц с начала продаж удалось реализовать более 60% квартир. Авторы проекта – компания-застройщик "ИНТЕКО" - видит успех продаж в отсутствии аналогов на московском рынке элитного жилья. "Фьюжн_парк" на сегодня является одним из немногих  проектом в пределах Центрального Административного округа, сочетающем, словно "город-в-городе", все необходимое для жилья, ведения бизнеса, досуга, отдыха и развлечений. Кроме того, как и любой ориентированный на успех проект, "Фьюжн_парк" имеет свое УТП – "Клуб по интересам" не только для  жильцов, но и для  всех желающих эти интересы приобрести.
Продажи квартир в жилом комплексе "Фьюжн_Парк" в Хамовниках были открыты в середине июля 2006 года. Из 236 квартир на сегодняшний день реализовано  149 квартир. Несмотря на заявления участников рынка о том, что "элитка стагнирует" или "pынок элитной недвижимости впал в летаргический сон", продажи по рассматриваемому объекту этого не подтверждают. Секрет успеха не в низких ценах – задаваемый уровень цен адекватен сегодняшнему рынку ($8,2 тыс. до $12 за квадратный метр, при этом есть эксклюзивные предложения по 17,5 тыс.$ ). И не в стабильной цене -  темп роста цен с начала продаж составил 30%. Секрет -  в восстребованности похожих проектов у покупателей.
"Фьюжн_парк" ориентирован на успешных людей, носителей прогрессивного мировоззрения, сочетающих вечные жизненные ценности и стремление ко всему новому. Уникален и сам по себе район, в котором возводится "Фьюжн_парк". Предложение действительно редкое, наши клиенты оценили его по достоинству. -  отмечает Кайдо Каарма, директор Департамента элитной недвижимости компании "МИЭЛЬ-Недвижимость".
Проект "ИНТЕКО" задумывался как некое смешение стилей: хай-тек и функциональность на фоне уникальной исторической архитектуры Хамовников. По словам стиль Алексея Болдина, генерального директора компании 'Магистрат', "сам стиль "фьюжн" - легкий, динамичный, устремленный в будущее - придает комплексу и его жителям дополнительную энергетику". Территория вмещает в себя жилой корпус – от 5 до 11 этажей - из 236 квартир и подземной стоянкой на 360 машиномест. Особенной популярностью пользуются пентхаусы с зимними садами и террасами. Во втором корпусе расположится фитнес-центр с бассейном, зона аква-фитнеса и SPA-центр. Третий и четвертый корпуса являются офисными зданиями с кафе и подземной автостоянкой. Вся территория комплекса займет более 3 га земли.
"Специальным предложением" "Фьюжн_Парка" станет музей ретро-автомобилей и закрытий клуб "Автовилль" - в пятом корпусе. Не многие застройщики на сегодняшний день могут похвастаться созданием под своими крышами "клуба по интересам"  - сообщества  увлеченных старинными автомобилями XIX - XX веков людей - как из числа жильцов, так и всех проходящих мимо и не оставшихся равнодушными к раритетным экземплярам.
Идея создания музея возникла у группы энтузиастов в московском спортивном клубе ретро-автомобилей, желающих собрать вместе владельцев старинных авто. Их личные машины, выпущенные в начале ХХ века до середины 70-х годов, будут экспонатами необычного музея: более 60 ретро-автомобилей от “Мерседесов” ’36, “Порше” ’53  до “Ягуаров” ’56 годов выпуска. Самому старинному  экспонату - автомобилю марки Darracq почти 100  лет. Но, несмотря на свой почтенный возраст, Darracq  все еще “на ходу”. К числу привилегий, получаемых членами клуба, относятся возможности устраивать показы автомобилей, пробеги и ралли, брать машины на прокат, а так же пользоваться инфраструктурой комплекса.
Музей и клуб  ретро-автомобилей “Автовилль” - это единственный в своем роде клуб, который включает в себя не только увлеченных людей, территорию для различных тематических мероприятий, но и школу подготовки юных реставраторов.
"Как правило, владельцы старинных авто передают свое наследие детям, - рассказывает Николай Бондаренко, исполнительный директор московского спортивного клуба. - Юные автолюбители с 12-14 лет тоже могут стать членами клуба. Правда, начнут они свою деятельность с ремонта стареньких велосипедов, мопедов и мотоциклов. Для взрослых мы введем услугу ретро-такси. И любой желающий сможет  взять на прокат автомобиль и отправиться на прогулку по Москве. Это своего рода дань прошлому, с его изяществом, неповторимым колоритом и, конечно же, безупречным стилем. Наш проект рассчитан как на истинных коллекционеров, для которых ретро-стиль стал неотделимой частью действительности, так и на любителей, чье знакомство с загадочным прошлым только начинается".
Сегодня в районе "Хамовники" проживает 77,6 тысяч человек, более половины жителей района - трудоспособное население, четверть - пенсионеры и шестая часть - дети до 16 лет. На территории района расположены промышленные и транспортные предприятия, работают учреждения культуры, образования, здравоохранения, спортивные сооружения, предприятия потребительского рынка - торговли, питания и коммунального обслуживания. Район "Хамовники" имеет свой особенный облик, богатейшую историю, свое настоящее и будущее.
Из истории: начиная с XVII века, в Хамовниках проживали ткачи и торговцы льняного полотна ("хам" - "лен). Близость к Кремлю, удобные пути сообщения и обилие зелени привели к тому, что в Хамовниках стали строиться дома знатных дворян. Здесь проживали знаменитые Долгорукие, Волконские, Голицыны, Трубецкие, Оболенские, Гагарины, Кропоткины. Сохранились усадьба графа Л.Н. Толстова. В ее музее полностью сохранена мемориальная обстановка, и посетители попадают в атмосферу толстовского дома, экспозиция которого относится ко времени, когда писатель жил здесь в 1893-1895 гг. В кабинете, расположенном на втором этаже, Толстым было написано около 100 произведений. Интересен сам по себе парк им О. Мандельштама (более известного как парк усадьбы Трубецких) – сегодня, это один из самых образцовых детских парков в городе.
Сегодня район Фрунзенской стал спонтанным сосредоточением культуры и богемы. Вокруг расположились многочисленные галереи, как традиционные (филиал Третьяковской галереи в ЦДХ), так и современные (“Artplay”). В многочисленных кафе и ресторанах собирается "особая" публика. В районе царит дух современного искусства, и Хамовники имеют все шансы стать новым Московским Сохо или Сен-Жермен

«ФЬЮЖН-ПАРК»: СЕКРЕТ УСПЕХА. «Известия», 20 ноября 2006
http://www.izvestia.ru/moscow/article3098535/

ваше мнение