Торгово-развлекательный комплекс «Европарк»
Проектная организация: ABD Architects
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение
общий вид
общий вид проект
вид со стороны Рублевского шоссе
вид с шоссе проект
фрагмент фасада
фонарь





интерьер
фрагмент фасада три


зима

Адрес: Рублевское шоссе, вл. 62
Архитекторы: Борис Левянт, Борис Стучебрюков (ГАП), Саид Джабраилов, Елена Гаврилова; при участии Дарьи Мельник
Интерьеры: совместно с RTKL
Инженеры, конструкторы: МГПИ
Заказчик: ЗАО «Центурион Альянс»
Подрядчик: «Контек Иншаат ЛТД» (Турция)
Проектирование: 1999 – 2004
Строительство: 2004 - 2005
Общая площадь: 86790 кв.м

наше мнение


Сначала я хотел назвать рецензию на это здание так: «наша первая кривуля». Слово «кривуля» стало искусствоведческим термином с легкой руки критика Григория Ревзина. Насмотревшись на венецианской биенналле 2000 года на дигитально-биоморфную архитектуру, и не увидев в ней никакого высокого смысла, Ревзин нашел ей имя – и с тех пор в рунете ее только так и обзывают. А тут еще один из ее главных творцов – голландец Ларс Спайбрук – в Москву с лекцией приехал, и произнес кучу ожидаемых трюизмов про то, что архитектура должна течь, мерцать, вибрировать. Показав не только свои постройки (павильон Н2О, Son-O-House, D-Tower), напоминающие то змей, то какие-то органические кучки, но и то, откуда они берутся – например, тарелку с остывшей вермишелью.

В этом контексте «Европарк», конечно, «кривуля», вот только источники ее совсем иные. Проект начали делать в 1999 году как первый в Москве молл. Менялись инвесторы, менялись программы, за право быть «якорным» арендатором боролись «Ашан» и «Рамстор» (последний в результате заплатил за аренду вдвое больше и выиграл). Неизменным оставался только участок – удачный в стратегическом смысле (перекресток Рублевки и МКАД) и неудачный в техническом: кривой, жестко ограниченный подземными коммуникациями.

Так что прямой сарай тут все равно не получался. Да и не хотели наши зодчие сарай делать: вон их сколько за это время расплодилось. И под флагом того, что с Рублевки (а она проходит значительно выше уровня земли) объект должен быть хорошо заметен, и масштабу окрестных полей отвечать, а при подходе, наоборот, становиться ниже и приветливее, сделали его кривым не только в плане, но и в разрезе. Получилась эдакая змея, ползущая по участку. А когда в программу вернулся многозальный кинотеатр, то в хвосте змеи возникло эффектное утолщение: словно удав этот кого-то заглотил.

Правда, изначально вся эта кривая форма мыслилась, как ей и полагается, в бетоне. Но когда два первых пролета были уже отлиты, рухнул аквапарк. Пришлось срочно менять бетон на железный каркас. Так что идея кривизны выжила, а правда конструкции – ушла: внутри стены стали прямыми. Но осталась облицовка: модный ныне альполик (алюминиевые кассеты) лег на покатости здания так удачно, что совершенно по-разному отражает свет – и выглядит так, будто тут не три цвета, а тридцать три. А напоминая цветовой гаммой служебные постройки аэродромов, блестяще справляется со своей «сигнальной» функцией. Не пролетайте мимо.

«Удав», конечно, длинноват: не 38 попугаев, а все 350 метров. И в каких-то ракурсах его неожиданная форма не считывается, хотя вздутия панелей старательно ее подчеркивают. Зато, когда входишь внутрь, обнаруживаешь совершенно феерическую галерею безо всяких колонн – настоящую торговую улицу, освещенную верхним светом. С земли этих стекол не видно, поэтому, зайдя, испытываешь приятное удивление: ангар на поверку оказывается музеем. Конечно, в конце его – все равно ангар: самый большой в Москве «Рамстор» (12 тысяч кв.м). Но даже его громадность приведена в соответствие с идеей магазина-города. Оранжевые стены перекликаются с цветом фасада, а большие неоновые вывески, ползущие в разные стороны («масло! яйца! сыр!»), превращают интерьер в подобие городского пространства. То есть, сначала улица-галерея, заполненная мелкими арендаторами, а затем (в соответствии со всеми законами бизнеса) – площадь-рынок «якоря».

Дом получился на диво радикален. И назначению своему - лучшая реклама, и в смысле образа – прорыв. Но вывести эту экстравагантную форму из места, задачи, бюджета или особенностей национального ритейлинга все равно не получается. Потому что это действительно не совсем так. Секрет – в авторах. Главный архитектор этого проекта, Борис Стучебрюков, широко известен как создатель уникальных арт-муз-объектов. «Консервоарфа», «пружинофон», «труба-дура» - все это делается им уже 20 лет из простейших предметов (пивной банки, пружин, бритвенных лезвий), но обретает фантастические формы, а кроме того, всячески движется, крутится, вертится, изящно меняя форму, и даже звучит (чаще всего – в клубе «Дом»). И самый близкий родственник «Европарка» - это вовсе не спайбруковы завтраки, а как раз стучебрюкова «Галатея»: эдакая красавица-амеба из 20 тыщ тех самых лезвий.

Николай Малинин. УДАВ С РУБЛЕВКИ. «Штаб-квартира», май 2005

мнение архитектора

Борис Левянт:

- Брэнд «АБД» ассоциируется со среднеевропейской прагматичной качественной архитектурой, нацеленной на выполнение градостроительных, социальных, технологических требований. Недавно появившийся на развязке Рублевки и МКАДа многофункциональный торговый центр в виде упитанного питона гигантских размеров, подхватывающий последние западные «геобиовеяния»- шаг в сторону от ранее занятой позиции?

- Это движение строго в рамках функционализма, прагматики, выполнения поставленной задачи, а вовсе - не пустой формальный изыск. Архитектурная форма вытекает из пространственных обстоятельств и логики восприятия объекта. Комплекс - огромный. Вы видите его, выезжая из Москвы с Рублевки, причем отметка дороги на 15 м выше, чем нулевая отметка здания. Если бы это был обычный ящик, как это первоначально предлагали французские проектировщики, открывался бы вид на крышу ангара - что бы там на стенки ни повесили и как бы его ни подсветили. Принятая форма решает в первую очередь вопрос масштаба: зрительно увеличивает параметры объекта с дальних точек и приближает к человеку, когда он попадает на площадь непосредственно перед ним. Согласитесь: глухая, неперфорированная стена высотой 20 м - это было бы неприятным испытанием. Большая выгнутая форма позволяет достичь искомой двухмасштабности.

Внутри она вновь воспринимается по-другому, оказываясь в два раза больше, чем вы ожидаете. Это пространство кардинально отличается от многих других московских построенных и строящихся торговых центров. Промежуточные опоры отсутствуют, благодаря чему удается сохранить visibility, свойство, важнейшее для торговых комплексов, над головой - сводчатое покрытие с верхним светом. Первоначально хотели сделать бетонную оболочку с тонкими затяжками, но в связи с трагедией «Трансвааля» она была снята с повестки дня, остановились на металлоконструкциях - фермах, которые смещены друг относительно друга по высотным отметкам на 0,5 м - во избежание монотонности. То, что расположено за галереей - гипермар-кет и администрация - представляют собой обычную заводскую структуру, пристроенную к галерее, которая с точки зрения девелопера является наиболее привлекательной и прибыльной.

- Настолько, что он оставил открытым бюджет?

- Вовсе нет. Данная конструкция ненамного дороже стандартного big box retail. На цену в гораздо большей степени повлияло использование материала Alpolic в качестве ограждающих кассет. Хотелось бы подчеркнуть другой момент. Английские консультанты вслед за французами рисовали тот же ящик. В чем проблема нашего девелопера? Человек умеет договариваться с властью, имеет хорошие контакты с бизнесом, соответственно он рано или поздно начинает работать с землей, и если у него все получается и его не убили в середине 1990-х, в конце концов он становится девелопером. При этом уровень его подлготовки довольно низкий, он self made, учится на собственных ошибках. Некоторые 6лагодаря внутреннему таланту станут серьезными игроками на рынке, особенно если они имеют какую-то помощь от иностранных консультантов.

Естественно, для всех наших девелоперов западный консультант-архитектор – это гуру. Тем более если достоверно известно, что построил миллионы квадратных метров. В отличие от нас, у которых по большей части ни feedback (обратной связи), ни background (опыта) особо и нет. В данном случае западное лидерство уводило далеко от того, что на самом деле было нужно. Все-таки московская ментальность отличается от шанхайской. Столичный снобизм и стремление быть на пике моды – я имею в виду профессиональное сообщвество, требуют авторской работы…

Борис Левянт: «Архитектура – это профессия сервисная». «Архитектурный вестник», 2005, № 4 (85)
http://archvestnik.ru/0504/0504_05.htm

Борис Стучебрюков (БС) и Борис Левянт (БЛ) о "Европарке":

БС. - Здесь все начиналось с романтики, блин.
БЛ. - И в конечном итоге клиент нам поверил.
БС. - А началось с идиотской романтики. Мы ведь вообще не понимали, что такое торговый центр. Еще стоянка охренительных размеров. Ну что мы могли придумать?
БЛ. - И яма ко всему прочему!
БС. - Да, и яма. Чего архитектор Манилов делает в такой ситуации? Мост!
БЛ. - Есть примеры в мировой архитектуре, когда на транспортных развязках строили такие вещи.
БС. - Но потом выяснилось, что нарисовали мы полный бред.
БЛ. - С точки зрения сути продукта.
БС. - Вообще не понимали, что делаем!
БЛ. - Но тут пришли французы, которые быстро нарисовали розовый ящик.
БС. - Сугубо ящик с брусчаткой на этом вот изломе. Придали излому градостроительный смысл, поставив утонувший конус. Злобно торчащий.
БЛ. - С шляпкой от Незнайки.
БС. - При этом их брокеры и девелоперы говорили, что ни в коем случае здесь, по центру, входить нельзя. Входить надо было где-то сбоку. Прямо в гипер вообще входить нельзя.
БЛ. - Не, гиперу это хорошо. Стоимость аренды гипера – 120-150 долларов за метр. А бутика – 800-1200. Гипер это якорь, который притягивает покупателей, потому что жрать надо каждый день. А все остальное к этому цепляется. Основные якоря это гипермаркет, кино…
БС. - И всякие крупные брэнды: «Техносила», «Электроника».
БЛ. - И фуд-корт. Который располагают в глубине, куда народ не пойдет, если там ничего не будет. Если хозяин торгового центра – хозяин гипермаркета, то он деньги зарабатывает с оборота гипермаркета. И наличие бутиков - это для него только вспомогательноеь. А основное это гипер. К которому он и стремится расчистить все пути. А бутики ему до лампочки. Сдал их в аренду и все. А девелопер, который сдает в аренду гипермаркет,  основные деньги зарабатывает не с гипера, а как раз с этой бутик-галереи. Соответственно ему нужно сделать все таким образом, чтоб исключить прямой вход в гипер и прямой выход - с тем, чтобы человека заинтересовать, утянуть куда-то еще, прежде чем он зайдет в гипермаркет
БС. - У них есть термин «промывать». «Промывать галерею». Так вот французы пришли именно потому что в качестве арендатора гипера предполагался «Ашан». А это такие искушенные и злобные рационалисты. В которых сконцентрировалось все, самое плохое, что есть в западном человеке. Такое хамство, ну как бывает по отношению к туземцам.
БЛ. - И «Ашан» пытался исключить всю эту «промывку», потому что ему это было по барабану. А мы, будучи на стороне русского клиента,  устраивали всякие скандалы. А после того, как «Ашан» вылетел, ушло это жесткое давление.
БС.  - Хотя заказчик сейчас все равно несчастлив.
БЛ. - Да он конкретно несчастлив, потому что туда сел «Рамстор»!
БС. - А это брэнд не для этого места. Потому что это же Рублевка... Но как только произошла эта вот смена формации, появилась возможность смены архитектуры. Как только ушло давление с той стороны, мы начали с брокерами искать возможность, как избавиться от ящика.
БЛ. - Учли главную проблему места - что оно слишком низкое - и делать ящик тут ну никак нельзя. И тогда возникла идея такой формы.
БС. - Нет, сначала возникла идея просто добавить мостки и сделать общее пространство на втором этаже без колонн!
БЛ. - А дальше уже было просто. Надо было закруглять.
БС. - Тогда эта форма приобрела наконец цельность. Мы двадцать пять метров пролет сделали, а они не испугались. То есть, сначала заказчик, конечно, испугался, но потом понял, что на втором этаже будет богатый магазины, богатое пространство.

мнение критики

Елена Гонсалес:

Растиражированный рекламой слогам «Торговый центр. Наконец на Рублевка все как у людей» лжет, как и всякая реклама. Обычно «у людей» - глухая коробка гипермаркета, украшенная брошкой с логотипом. Законченный недавно торгово-развлекательный комплекс довольно сильно отличается от своих собратьев. Сохранив универсальный ящик для «Рамстора», архитекторы упрятали его в «подбрюшье» пластичной тянутой формы, яркой лентой извивающейся по участку.
Протяженность комплекса основана на функциональной программе и градостроительной ситуации. Расположенный вдоль Рублевского шоссе, комплекс оформляет значительную часть придорожного пейзажа. Доминирование в ландшафте осуществляется не за счет силуэта, но за счет цвета - оранжевого и красного.
Типологически торговый центр «Рублевский» близок к пассажу. Это система двусветных протяженных торговых линий с расположенными на них бутиками, освещенная верхним светом. В отличие от традиционного пассажа световой фронт расположен не вдоль центральной оси (по ходу движения посетителей), а поперек. Фермы с вмонтированными в них фонарями-линзами членят пространство на отсеки, позволяя варьировать их высоту и создавая тем самым плавный силуэт ленты.
Нанизанные на одну ось магазины и кафе замыкаются многозальным кинотеатром и развлекательным центром - двумя компактно скомпонованными блоками. По фасаду они читаются как «голова» и «хвост». Но чьи это конечности? Ассоциативный ряд выстраивается довольно широко - от поезда (локомотив с вагончиками) до гигантского червя (сродни тем, что пахали землю в культовом фильме «Дюна»). Приверженцами первой версии станут, скорее всего, мчащиеся по шоссе автомобилисты, второй - близкие к почве пешеходы.

Елена Гонсалес. ЕВРОПАРК. "Проект Россия", № 37 (сентябрь 2005)

 

 

 

 

 

Son-O-House Ларса Спайбрука

павильон H2O Ларса Спайбрука

tommy Ларса Спайбрука

D-Tower Ларса Спайбрука

 

«На  картинке  удав глотал  хищного зверя…»

«Это  был удав, который проглотил слона…»

 

рухнувший аквапарк, 15 февраля 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

ваше мнение

Гость | 6161 дн. 6 ч. назад
теперь комплекс "украшает" ужасная огромная вывеска Ашана...а вообще здание симпатичное
Гость | 6203 дн. 10 ч. назад
Почему европарк окрывается если нажать на "Галерею Аэропорт"?
Гость | 6205 дн. 20 ч. назад
Да ладно - ужас! тут хоть забавно все как-то. Не то что в наших Крылатских холмах! Их же проектик...
Константин Карасёв | 6209 дн. 22 ч. назад
Пестрота и закруглённость, дополняющая пестроту элитных домов в лесу. Предсказуемый ужас.
Перейти к обсуждению на форуме >>