Административно-жилой комплекс в Гнездниковском переулке
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение






















Адрес: Большой Гнездниковский пер., 3/5, стр. 2
Проектная организация: ООО «Натал»
Архитекторы: Сергей Ткаченко (руководитель проекта), Никита Рыбин (ГАП), Олег Дубровский, Л. Шевченко
Главный инженер: В. Жданова
Заказчик: ООО «Меридж»
Проектирование: 2001 - 2004
Строительство: 2006 - 2008 

наше мнение

Был в конце 80-х у Алексея Паперного чудный спектакль «Твербуль», в котором перестроешный драйв все время норовил обернуться каким-то нэповским загулом. Тогда это было странно, но со временем, увы, все стало на места. «Жизнь прекрасна!» - кричал Паперный, и казалось, что так. Что обаяние бульвара способно преодолеть все горести: и переход Пушкина через Тверскую, и снос церкви Дмитрия Солунского, и появление громады МХАТа… Но в начале века на смену честным утратам пришли липкие подмены. Тверской теперь только изображает сам себя – будь то фальшивая старина кафе «Пушкин» или усадьба Римского-Корсакова, от которой осталась лишь фасадная стена. «Твербуль-буль-буль-буль-буль-буль-буль»…

Эту логику вынужденно наследует новый комплекс. Делать здесь современную архитектуру было опасно: перекос в сторону МХАТа и видного в просвете офисного здания Андрея Бокова был бы слишком явен. Восстанавливать же – почти нечего: от дома полицейской канцелярии, описанного у Б. Акунина, оставался изуродованный объем, в нижних этажах которого реставратор Александр Можаев обнаружил узорочные наличники XVIII века. Чуть ли не на следующий день после этого открытия дом «самообрушился» (сюжет, достойный Аркадия Кошко, прообраза Фандорина). Теперь на этом месте – изображающий его новодел. Вокруг которого сомкнулись корпуса, изображающие доходный дом эпохи эклектики. Изображают они его вполне живописно: фасады круглятся, набухают эркерами, наличники теснят карнизы, руст покоряет высоту, мансарды, толкаясь, устремляются в небо, и везде очевидна борьба круглого с прямым…

Но по-настоящему потрясает воображение возвышенный объем главного фасада. Тут мы обнаруживаем и длиннющие столбы, изображающие колонны, и скромный парадный вход, изображающий портал, и ищущую света суету окон, и создающий иллюзию зиккурата верхний этаж, и редкий в Москве карниз со скоцией… Все это – лихая попытка изобразить ордер, которая закономерно приводит к желанию украсить фасад чем-то еще… В данном случае – эдакими камеями в духе «мирискусников», изображающими эпоху рождения бульвара. Правда, изначально на этом месте планировался «Страшный суд», но изображать Микеланджело (заодно с раскаянием), слава богу, не стали. Все равно, как поет Паперный: «Всем по сроку, все виновны, и с виной и без вины!»

Николай Малинин

мнение архитектора

 

мнение критики

 

ваше мнение